Янтарь — солнечный камень

Янтарь, называемый золотом Севера, представляет собой твердую смолу хвойных деревьев, состоящую преимущественно из углерода, водорода и кислорода. Цвет янтаря варьируется от светло-желтого до красного, с оттенками желто-медовых, желто-оранжевых и другими. Также встречаются голубые, зеленые и черные камни.

Янтарь и изделия из него в прошлом.

С давних времён янтарь применяли как средство лечения болезней, из него также делали украшения.
Он давно стал неотъемлемой частью жизни людей, проживающих на побережье Балтийского моря. На древних стоянках найдены амулеты, бусы, фигурки животных. Балтийский янтарь дошёл даже до Египта. В гробнице…
фараона ТутанхамонаНайдена корона с балтийским янтарем и янтарные погребальные предметы. Ассирийский обелиск с упоминанием о янтаре хранится в Британском музее Лондона. В древнегреческой поэзии также есть описания янтаря. Так, Гомер, описывая убранство дворца спартанского царя Менелая, перечисляет золото, серебро, слоновую кость и электрон – название, которое использовали древние греки для обозначения янтаря. Информация о янтаре содержится в трудах Платона, Гиппократа и Эсхила. Философ Фалес изложил свойства янтаря. Римский поэт Овидий рассказал красивую легенду о Фаэтоне, сыне Гелиоса, бога Солнца. Фаэтон умолял отца прокатиться по небу в его золотой колеснице, запряжённой четвёркой огненных коней. Гелиос долго отказывал сыну, но всё же уступил его просьбам. Слабые руки Фаэтона не смогли удержать коней, которые понесли его и подожгли землю и небо. Зевс разгневался и разбил колесницу молнией. Фаэтон упал в реку Эридан. Сёстры оплакивали смерть любимого брата, и их слёзы, падавшие в реку, превращались в янтарь.

Другие легенды тоже повествуют о связи янтаря со слезами. В эпоху античного РимаЛюбящий роскошь и богатство Рим завоевал славу и янтаря. Римляне оценили красоту камня и проложили путь к Балтийскому побережью. С течением времени появились места янтарной торговли. Известие о солнечном камне достигло арабских стран, где янтарь стал не менее популярным, чем в Европе. Янтарю дали множество прозвищ: «кусочек солнца», «солнечный камень», «морской ладан». Греки назвали его электроном или электриумом, что означает «блестящий». Лучистый камень напоминал им звезду Электру. К тому же камень электризовался при трении и притягивал лёгкие предметы.

Немецкое название «горячий камень» указывает на способность камня легко воспламеняться и гореть ярким пламенем с приятным запахом. В литовском («гинтарас») и латышском («дзинтарс») названиях отражено другое свойство – «защита от болезней». На Руси янтарь называли «латырём» или «алатырем» и также приписывали ему целебные свойства. В Древнем Риме, когда началась мода на янтарь, из него создавали статуэтки, барельефы, портреты, ожерелья, резные украшения, сосуды для благовоний и чаши для вина. Самые состоятельные люди Рима украшали янтарём свои виллы и бассейны. Цена янтаря была тогда высокой – маленькая фигурка из него стоила дороже живого раба. Много патрициев Рима для охлаждения рук в жару пользовались янтарными шарами. Высокая цена янтаря обуславливалась не только красотой камня, но и признанными всеми медиками лечебными свойствами. Римская империя развалилась, и постепенно угасло янтаререзное искусство.

История камня янтарь в Средневековье

В средние века лучистый камень использовался мало, потому что из-за недостатка прочности и хрупкости не пользовался уважением. На Дальнем Востоке к янтарю относились по-другому. КитаеЯнтарь вишнёвого цвета особенно чтили в Японии. Камни считались застывшими каплями крови дракона – священного животного из 12-летнего годового восточного цикла. Вишнёвый янтарь могли носить только императоры и состоявшие с ними в родстве. В средневековье в Китае и Японии началось массовое изготовление миниатюрных фигурок из различных материалов, в том числе и из янтаря. Японские камнерезы и ювелиры достигли высочайшего мастерства в изготовлении оригинальных и изящных фигурок и украшений. Сочетали янтарь с другими драгоценными камнями, наносили на камень золотой и серебряный порошок, покрывая затем многократно лаком, оправляли янтарь в золото и серебро, инкрустируя слоновой костью. В XIII веке для янтаря начался новый период.
Крестоносцы, завоевавшие богатую янтарём Прибалтику, установили монополию на добычу и торговлю солнечным камнем. В это время янтарь мало кому приносил счастье.
Издатели указов грабили Прибалтику, добывая ценный камень, который приносил богатство и власть. Однако это не делало их счастливее, ведь приобретенное богатство нужно было беречь, чтобы не потерять его и саму голову. Что же касается простого народа, то с ним поступали проще: существовал указ о запрете сбора и обработки янтаря.

Суды строго наказывали непокорных, существовал специальный палач для исполнения казней. Жители Прибалтики долго хранили память о кровожадных правителях, из поколения в поколение передавали рассказы, которые превратились в легенды о тевтонских завоевателях. Тевтонский орден запретил все камнерезные работы, что веками было главным занятием в Прибалтике. Вся добыча янтаря шла на продажу, крестоносцы получали огромные прибыли. Так продолжалось до середины XV века. Затем возникли два крупных центра по производству изделий из янтаря — в Данциге и Кенигсберге. Всем этим руководил последний магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии Альбрехт Бранденбургский. Художественные центры создавали изделия из янтаря, отличавшиеся друг от друга. В Данциге камнерезное искусство было религиозным (распятия, скульптурные изображения святых, чётки, алтари), в Кенигсберге – светским (кубки, вазы, чаши, фигурки, подсвечники, ларцы, столовые приборы, шахматные доски и тому подобное).

Янтарь в эпоху барокко и в наши дни

В семнадцатом веке искусство работы с янтарем достигло вершины мастерства. Казалось, что пределами фантазии не ограничено создание изящных изделий из янтаря. Проводилась инкрустация золотом, серебром, слоновой костью и перламутром. Детализированная резьба, способность мастеров создавать предметы из янтаря в виде мозаик и композиций с применением разных его видов, контрастность цветовых решений, гравировка с использованием цветной фольги – все это подчеркивало совершенство и красоту солнечного камня. Резчикам больше всего нравилась мозаичная техника с использованием янтарных пластин на деревянной основе. Ею получались изделия большой величины. Изготавливались многоярусные ларцы, шкафы-кабинеты, а стены комнат украшали янтарем. Пруссия активно торговала изделиями из янтаря. В Европе и Азии появлялись уникальные шедевры янтарной резьбы, часто их дарили в качестве дипломатических подарков. В Оружейной палате Московского Кремля хранится богатая коллекция таких изделий. Необычные и роскошные изделия из янтаря имелись также при дворе французских королей.

Описания янтарных сокровищ сообщают о различных предметах: шкафчиках, зеркалах в рамах из янтаря и вазах. Все они украшались тонкими барельефами, фигурками и орнаментами. Некоторые презенты король дарил высокопоставленным гостям, другие выставлены в Лувре. XVII векМастера-резчики внесли в мировой фонд неповторимые шедевры из солнечного камня. В XVIII веке возникла прославленная янтарная комната, ставшая апофеозом янтарного искусства. Среди лучших янтарных изделий хранятся в королевском замке Розенберг в Копенгагене, музеях Вены, Виктории и Альберта в Лондоне, во Флоренции, замке Мариенбург в Мальборке, а также во многих музеях Германии. Музей янтаря на острове Сент-Томас открылся несколько лет назад. Коллекция включает разные виды янтаря, прекрасные модели трёх кораблей Колумба. Внутренняя отделка помещений музея необыкновенна. Особенно красивы композиции «Янтарный лес» и «Янтарный водопад». В последней по янтарной стене стекает настоящий водный поток.

Янтарная комната – шедевр янтарного искусства. Её история началась в 1701 году в Пруссии. При новому короле Пруссии планировалась перестройка дворцов в Берлине, и король с королевой задумали создать необычный кабинет из янтаря. Строительство шло с трудом, так что ни монарх, ни его супруга не успели оценить запланированные перемены во дворцах. Новый король, сын предыдущего, Фридрих Вильгельм I сначала приостановил все работы, а затем в 1716 году вслед за заключением союза между Россией и Пруссией преподнёс подарок русскому императору Петру I – Янтарный кабинет. Петр I от большой радости сделал ответный дар – подарил 55 гренадеров огромного роста и кубок из слоновой кости, наполненный собственноручно… Янтарная комната хранилась в Екатерининском дворце. В годы Великой Отечественной войны немецкие фашисты захватили и ограбили дворец. Янтарную комнату похитили. С 1942 года до весны 1944 года панно Янтарной комнаты находились в одном из залов Королевского замка Кенигсберга. В апреле 1945 года после штурма города советскими войсками комната бесследно исчезла, судьба её остаётся загадкой.

С 1981 по 1997 год велись работы по реконструкции Янтарной комнаты. К трёхсотлетию Санкт-Петербурга в 2003 году её восстановили из калининградского янтаря благодаря финансированию России и Германии. Сейчас Восьмое чудо света можно вновь увидеть в Екатерининском дворце. В Калининграде, в музее Мирового океана, расположена необыкновенная экспозиция «Янтарная каюта».
Все предметы, от вещей быта до элементов интерьера, выполнены из янтаря или украшены им.
В каюте инструменты исследователя, карты, этнографические предметы, миниатюрные модели судов и мозаичная картина – роза ветров на потолке, а также декоративное панно «Карта мира», выполненная из янтаря с различными техниками обработки этого материала. О красоте янтаря, искусстве резчиков камня, уникальных экспозициях и лучших коллекциях изделий из него можно говорить очень долго. Природа наградила камень невероятным разнообразием оттенков, в солнечных лучах он светит, а на ощупь кажется тёплым…

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.