Янтарь — солнечное сокровище

Янтарь называют золотом Севера.
Это твердая смола хвойных деревьев, состоящая в основном из углерода, водорода и кислорода. Янтарь имеет желтые оттенки – от светло-желтого до красного, среди которых есть желто-медовые, желто-оранжевые и многие другие, встречаются и голубые, и зеленые камни, и даже черные.

Прошлое янтаря и изделий из него в античном мире.

С давних времен янтарь применяли как средство лечения болезней, из него делали и украшения.
Долгое время этот камень был неотъемлемой частью жизни людей, живущих на побережье Балтийского моря. На раскопках древних поселений обнаружили амулеты, бусы, фигурки животных. Балтийский янтарь добрался даже до Египта. В гробнице
фараона Тутанхамона Найдены корона с балтийским янтарем и разные янтарные предметы для захоронения. Ассирийский обелиск в Британском музее Лондона содержит надпись с упоминанием янтаря. В древнегреческой поэзии также есть описания этого камня. Например, Гомер, повествуя об убранстве дворца спартанского царя Менелая, перечисляет золото, серебро, слоновую кость и электрон – как называли янтарь древние греки. Информация о янтаре есть в работах Платона, Гиппократа и Эсхила. Философ Фалес изложил свойства янтаря. Римский поэт Овидий рассказал красивую легенду о Фаэтоне, сыне Гелиоса, бога Солнца. Фаэтон упросил отца прокатиться по небу в его золотой колеснице, запряжённой четвёркой огненных коней. Гелиос долго отказывал сыну, и всё-таки уступил просьбам. Слабые руки Фаэтона не смогли удержать коней, они понесли его и подожгли землю и небо. Разгневался Зевс и разбил колесницу молнией. Фаэтон упал в реку Эридан. Сёстры горько оплакивали смерть любимого брата, и слёзы, падавшие в реку, превращались в янтарь. Иные сказания тоже повествуют о янтаре, но во всех говорится о связи его с слезами. В эпоху античного РимаЛюбящий роскошь и богатство, завоевал славу и янтаря. Римляне оценили красоту камня и проложили путь к Балтийскому морю. Постепенно появились места янтарной торговли. Весть о солнечном камне дошла и до арабских стран, где янтарь стал столь же популярным, как и в Европе. Янтарю дали множество прозвищ: «кусочек солнца», «солнечный камень», «морской ладан». Греки назвали его электроном или электриумом, что означает «блестящий». Лучистый камень напоминал им звезду Электру. К тому же камень обладал свойством электризоваться при трении и притягивать лёгкие предметы. Название «горячий камень» в немецком языке отображает способность янтаря легко воспламеняться и гореть ярким пламенем с приятным запахом. В литовском («гинтарас») и латышском («дзинтарс») именование указывает на защитные свойства камня от болезней. На Руси янтарь называли «латырем» или «алатырем», приписывая ему целебные качества. В Древнем Риме, когда началась мода на янтарь, мастера создавали из него статуэтки, барельефы, портреты, ожерелья, резные украшения, сосуды для благовоний и чаши для вина. Самые состоятельные римляне украшали янтарем свои виллы и бассейны. В то время янтарь был дорогим – маленькая фигурка из него стоила дороже живого раба. Многие римские патриции пользовались янтарными шарами для охлаждения рук в жаркую погоду. Высокая цена янтаря была обусловлена не только его красотой, но и признанными медиками лечебными свойствами. Падение Римской империи привело к упадку янтарного искусства.

История камня янтарь в Средневековье

В средние века лучистый камень применяли мало, потому что из-за слабости и ломкости его не ценили. На Дальнем Востоке же к янтарю относились по-другому. Китае В Японии особенно ценили янтарь вишнёвого цвета. Считалось, что это застывшие капли крови дракона – священного животного из 12-летнего восточного цикла. Поэтому носить вишнёвый янтарь могли только императоры и их родственники. В Средневековье в Китае и Японии производство миниатюрных фигурок получило широкое распространение. Фигурки вырезали из разных материалов, в том числе из янтаря. Мастера Японии в это время достигли высокого уровня мастерства в изготовлении оригинальных и изящных фигурок и украшений. Они сочетались янтарь с другими драгоценными камнями, наносили на камень золотой и серебряный порошок, покрывая затем многократно лаком, оправляли янтарь в золото и серебро, инкрустируя слоновой костью. В XIII веке для янтаря наступил новый этап. Вековая эпоха крестоносцев, покоривших богатую янтарём Прибалтику, установила монополию на добычу и торговлю солнечным камнем. В это время янтарь мало кому приносил радость. Издававшие указы грабили Прибалтийские земли: камень приносил богатство и власть, но не делал людей счастливее, потому что добытое нужно было хранить, чтобы не лишиться и головы. Простой люд поступал проще: существовал указ, запрещавший собирать янтарь и тем более обрабатывать его. Суды строго наказывали непокорных; на казнь назначался специальный палач. Жители Прибалтики долго помнили о суровых правителях и передавали из поколения в поколение рассказы, которые сложились в легенды о тевтонских завоевателях. Тевтонский орден запретил все камнерезные работы, являвшиеся вековой традицией в Прибалтике. Продажа добываемого янтаря приносила крестоносцам огромные доходы до середины XV века. Затем возникли два крупных центра по производству янтарных изделий: в Данциге и Кенигсберге. Альбрехт Бранденбургский, последний магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии, руководил всем этим. Изделия из янтаря, создаваемые сформировавшимися художественными центрами, имели отличия. В Данциге камнерезное искусство носило религиозный характер (распятия, скульптурные изображения святых, чётки, алтари), а в Кенигсберге – светский (кубки, вазы, чаши, фигурки, подсвечники, ларцы, столовые приборы, шахматные доски и так далее).

Янтарь в эпоху барокко и в наши дни

В семнадцатом веке искусство работы с янтарём достигло пика мастерства, казалось, что невозможное в создании красоты из янтарных изделий уже сделано. Проводилась инкрустация золотом, серебром, слоновой костью и перламутром. Мастера владели искусством тонкой резьбы, создавали янтарные изделия в виде мозаик и композиций из разных видов янтаря. Контрастные сочетания цвета, гравировка с использованием цветной фольги — всё это демонстрировало совершенство и красоту солнечного камня. Резчикам особенно нравилась мозаичная техника с использованием янтарных пластин на деревянной основе. Так получались изделия большой площади. Изготавливались многоярусные ларцы и шкафы-кабинеты, а стены комнат иногда отделывали янтарём. Пруссия активно торговала изделиями из янтаря. По всему миру в странах Европы и Азии появлялись уникальные произведения янтарного искусства, которые часто дарили в качестве дипломатических подарков. В Оружейной палате Московского Кремля хранится богатая коллекция таких изделий. Необычные и роскошные изделия из янтаря имелись и при дворе французских монархов. В описаниях янтарных сокровищ приводятся изделия: шкатулки, зеркала в рамах из янтаря, вазы. Все украшены тончайшими барельефами, фигурками, орнаментами. Часть король подарил высоким гостям, другая хранится в Лувре. XVII век Мастера-резчики из солнечного камня внесли в мировое собрание произведений искусства неповторимые творения. В XVIII веке возникает прославленная янтарная комната, ставшая кульминацией янтаререзного искусства. Лучшие янтарные изделия выставлены в королевском замке Розенберг в Копенгагене, музеях Вены, Виктории и Альберта в Лондоне, Флоренции, замке Мариенбург в Мальборке и множестве музеев Германии. Несколько лет назад на острове Сент-Томас открыли всемирный музей янтаря. Коллекция включает разные виды янтаря, прекрасные модели трёх кораблей, на которых Колумб добрался до берегов Америки. Необыкновенна внутренняя отделка музейных помещений, уникальны по красоте композиции «Янтарный лес» и «Янтарный водопад». В последней композиции по янтарной стене стекает настоящий водный поток. О Янтарной комнате необходимо сказать несколько слов, ведь это шедевр янтарного искусства. Её история началась в 1701 году в Пруссии. По приказу вошедшего на престол короля Пруссии планировалась перестройка дворцов в Берлине. Король с королевой задумали создать необычный кабинет из янтаря. Работы велись медленно, поэтому ни король, ни королева не успели увидеть задуманные перемены во дворцах. Новый король, сын предыдущего, Фридрих Вильгельм I сначала прекратил все работы, а затем в 1716 году, по случаю заключения союза между Россией и Пруссией, преподнёс подарок русскому императору Петру I – Янтарный кабинет. Петр I от великой радости сделал ответный «презент» – он подарил 55 гренадеров исполинского роста и кубок из слоновой кости, наполненный собственными руками… Янтарная комната располагалась в Екатерининском дворце. Во время Великой Отечественной войны немецкие фашисты захватили и разграбили его. С 1942 по весну 1944 года панно Янтарной комнаты были в одном из залов Королевского замка Кенигсберга. После штурма города советскими войсками в апреле 1945 года комната исчезла без следа, её судьба до сих пор неизвестна. Работы по реконструкции Янтарной комнаты велись с 1981 по 1997 год. К юбилею Санкт-Петербурга в 2003 году комната была восстановлена из калининградского янтаря при поддержке России и Германии. Сейчас Восьмое чудо света доступно для осмотра в Екатерининском дворце. В Калининградском музее Мирового Океана расположена необыкновенная экспозиция «Янтарная каюта». В ней все предметы, в том числе бытовые и элементы интерьера, сделаны из янтаря или украшены им. В каюте находились инструменты исследователя, карты, предметы этнографии, миниатюрные модели судов, мозаичная картина-розы ветров на потолке и декоративное панно «Карта мира», выполненное из различных техник обработки янтаря. О красоте янтаря, искусстве резчиков камня, уникальных экспозициях и лучших коллекциях янтарных изделий можно рассказывать вечно. Природа наградила камень невероятным разнообразием оттенков, в солнечных лучах он сияет, а на ощупь кажется тёплым.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.