Так называл наше время Джордж Денис Патрик Карлин — американский комик в жанре стэнд-ап камеди, актёр, писатель, сценарист, продюсер, обладатель четырёх премий «Грэмми» и премии Марка Твена. Автор 5 книг и более 20 музыкальных альбомов, снялся в 16 фильма. Он, конечно, еще тот словесный хулиган, но разве он не прав?
Большие люди с мелкими душами
Современный человек так озабочен тем, чтобы достичь положения, успеха, богатства, положения, что совершенно не думает о том, а нужно ли это его душе. Принесет ли толстый кошелек отраду не его наполненному пищей и удовольствиями телу, а его сердцу, которому может быть холодно даже в самом центре материального рая. Богатые тоже плачут, великие тоже хотят любви, большие люди страдают теми же недугами, которыми страдают маленькие. Неужели те, кто привык сравнивать себя с другими и расти до уровня большого человека, думают, что им удастся избежать того, чего никому не удается – смерти? Человек смертен. «Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» – говорит Воланд. Зачем он напоминает об этом Берлиозу?
Затем, что достигший литературной вершины Берлиоз уже поверил в то, что стал большим человеком и может судить о вещах, о которых судить не имеет права. Это очень опасное состояние: стать большим человеком. Сколько тут искушений для убивания своей души. Не все выдерживают. Не всем удается оставаться человеком. Мы иногда спрашиваем: «Когда же они насытятся? Все мало и мало им, все гребут и гребут под себя». Да никогда. Потому что это невозможно. Достичь высоты, возвышаться над всеми, иметь все, но…
На вершине ты наиболее уязвим. Тебя видят все, но ты вдруг понимаешь, что большой человек – все такая же вошь, и все так же «внезапно смертен». И спасения от этого нет! Как снова поверить в свое величие, как обрести уверенность в своей несуществующей безопасности? Человек лихорадочно цепляется за ускользающие опоры, пытается удержаться в тонусе абсолютной самоуверенности и безнадежно скатывается в мелочность.
Получается парадоксальная ситуация: человек якобы достигает высот, но чем выше он забирается, тем мелочнее и ничтожнее становится. Как по иронии судьбы – выходишь замуж за толстосума, а он оказывается кошельком с мелочью. Ничего удивительного в этом нет. И никакая это не ирония. Все закономерно: чем больше человек уделяет внимания материальной стороне своей жизни, тем меньше интересует его душа, тем мелочнее она становится.
Иногда, чтобы оправдать свою жадность и объяснить щедрость бедняка, богач говорит: «Конечно, бедняк отдаст последнее, ему особенно нечего терять. Легко быть щедрым, ничего не имея. Попробовал бы он благодетельствовать других, если бы имел то, нажитое «своим трудом», что имею я». То есть я жадный, потому что имею, а он щедрый, потому что нет. И чем больше я имею, тем более оправдана моя жадность. Удобная позиция. Но какая мелочная!
Почему избиратели часто делают неправильный выбор в пользу олигархов или очень богатых людей? Потому что большая часть этих избирателей живет по законам бедности. И рассуждает так: «Этот политик уже и так очень богат, теперь он не будет думать о своем бизнесе, он уже достиг вершины, теперь он будет думать о том, чтобы такими же богатыми стали и люди, которые за него проголосовали». Наивные. Они не знают о том, как мельчают души тех, кто стал большим человеком.
Мудрый бедняк или опасный нищий
С другой стороны, самый маленький с обывательской точки зрения человек, практически ничего не имеющий бродяга может быть человеком большой души, стократ мудрее и выше самого высокочтимого нувориша, чьи сундуки набиты нефтью и золотом. А все потому, что он ближе к жизни, к истинному ее пониманию. Мудрость и душевность не зависят от законов материального мира, точнее, не подчиняются им. Наверное, вы замечали, что более добрыми и эмпатичными являются как раз не богатые люди, а те, кто по существу отдает последнее. Порой они человечнее, добрее и радостнее самых «больших» людей.
Кому-то может показаться, что я агитирую за бедность. Мол, чем меньше имеет человек, тем более душевным он является. Как будто пустой карман – это признак великих щедрот души. Но это не совсем так, порой бедность угнетает человека настолько, что безнадежно деформирует его душу. Точно так же, как деформирует ее непомерное богатство. Человек становится озлобленным, завистливым, жадным. Нет ничего страшнее агрессивного, доведенного до отчаяния нищего, душа которого не просто стала мелкой, а убита постоянным унижением и страхом. Нужда воспитывает мудрецов только в сильных личностях, остальных она превращает в убийц, грабителей и воров.
Жизнь состоит из мелочей?
Мы часто слышим эту фразу. Действительно, наши будни и праздники складываются из бесчисленного количества разных мелочей, они могут составлять наше счастье или делать несчастными. Иногда мы придаем мелочам слишком большое значение. Делаем их фетишами, сигнальными флажками, по которым движемся в жизни, как будто идем по дороге и внимательно смотрим под ноги, замечая каждый камешек, вместо того, чтобы любоваться видами и лицами окружающих. Мелочи поглощают все наше внимание и не дают сосредоточиться на главном. На том, что действительно делает нашу жизнь осмысленной и наполненной.
Не дайте мелочам превратить вас в мелочного человека, смотрите не на оторванную пуговицу, а в глаза человеку, который рядом с вами. Детская писательница Диана Уинн Джонс, автор знаменитого «Ходячего замка», вдохновившая японского аниматора Хаяо Миядзаки на одноименный мультфильм, как-то сказала: «Когда отправляешься на поиски счастья, становится не до мелочей».
Как же она права! Мы никогда не чувствовали бы себя счастливыми, если бы отвлекались на такие мелочи, как веснушки на носу или лопоухость, наряды, стрижки и оторванные пуговицы, случайные слова и мнения, временные преграды и плохую погоду. Мы просто запутались, увязли бы во всех этих мелочах и не смогли двигаться дальше к вершине своих впечатлений.
Но, с другой стороны, жизнь действительно, состоит из мелочей. Наша задача, сделать эти мелочи большими, если они касаются нашей души, находят в ней отклик, делают нас лучше. То есть превращают в «больших» людей, людей с большим сердцем и большой душой.
Иногда мы можем сами дарить и создавать эти великолепные «большие» мелочи для тех людей, которых мы любим, чтобы сделать их радостнее и счастливее. Французский писатель и философ Альбер Камю так формулирует один из главных законов счастья:
«Кто ничего не даёт, тот ничего не имеет. Самое большое несчастье не в том, что тебя не любят, а в том, что не любишь сам».
Чему посвящены ваши мысли?
Проверьте себя, о чем чаще всего вы думаете. Чем заняты ваши мозги? Как достичь успеха, как я выгляжу по сравнению с коллегами, соседкой, родными, как заработать больше, как выжить? От того, что в вашей голове, что для вас наиболее актуально в данный момент, зависит все. Движетесь ли вы к тому, чтобы стать большим человеком (богатым, знаменитым, успешным, имеющим власть, влиятельным и т.д.) или стать Большим человеком (мудрым, щедрым, добрым, авторитетным, нужным, полезным и притягательным для людей).
Мне всегда вспоминаются слова Элеоноры Рузвельт о том, чем могут быть заняты мозги, и я с ней полностью согласна: «Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей». И когда рядом со мной кто-то начинает перемывать кости соседки, я понимаю, что не хочу в этом участвовать, хотя это порой так заманчиво, обсудить чужие недостатки.
Почему люди сплетничают, почему они так падки на сенсационные разоблачения, почему они как подопытные мыши кликают на «жареные картинки» и верят откровенным фейкам? Эта дает им возможность возвыситься за чужой счет. «Вы представляете, она ходит без нижнего белья! Кошмар!» «Он потратил на свою машину несколько миллионов! Ужас!» Но вот, что интересно, в этом кажущемся разоблачении порока более порочным выглядит не тот, кого обсуждают, а тот, кто это делает, проявляя не самые лучшие черты своей измельчавшей души.
Каким образом люди мельчают?
Каждый по-своему, конечно. Но, мне кажется, есть и закономерности. Это происходит тогда, когда
•он стремиться стать большим человеком (возвыситься над другими);
•человек замкнут только на своей персоне;
•обсуждает и осуждает других людей;
•считает себя выше, краше, лучше, умнее и т.д. других;
•смиряясь со своим бедственным положением, принимая нищету, позволяя себя унижать.
Что же делать, если ты не родился в семье Рокфеллера и тебе не светит получить наследство и стать свободным от угнетения со стороны законных и незаконных его наследников?
Мне хочется подбодрить такого счастливчика и сказать ему, что все не так уж плохо.
Во-первых, он намного свободнее, чем богач. Он не прикован к эгрегору денег, ему нечего терять, кроме своих цепей. Да и цепей у него тоже нет. Только мечты. Вот над ними надо поработать, чтоб не уничтожить своего шанса стать действительно Большим человеком и не скатиться в мелочность гонки за звание больших людей.
Во-вторых, с чистого листа начинать всегда интереснее и безопаснее. Есть место для разбега, есть площадка для творчества.
В-третьих, таких, как он, большинство. А, следовательно, у него намного больше шансов найти настоящих друзей и настоящих любимых, которые за пять копеек родную мать не продадут, а снимут последнюю рубаху вместе со своей кожей и поделятся ею только потому, что любят.
Не ищите счастья среди нищих, они обозлены и души их убиты унижением, но и не пытайтесь найти его среди больших мелочных людей. Станьте Человеком с Большим сердцем и богатой душой, и вам не нужно будет выживать, потому что вы ощутите радость бескорыстного дарения и счастье неограниченного получения. И тогда «время больших людей и мелких душ» уйдет в прошлое…
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.