Огранка драгоценных камней: разновидности и особенности

Стоит ли стремиться к сохранению изначального веса камня или принять его уменьшение ради достижения безупречного внешнего вида?

Многие мастера стремятся к эстетичному внешнему виду. Однако в древние времена основной технологией обработки камня было лишь выцарапывание изображений и символов. До XVII века вопрос об огранке не рассматривался, камни подвергались лишь незначительной обработке природных кристаллических граней и полировке.

Предполагается, что первые мастера-шлифовщики были в Индии. Именно эта страна была известна своими драгоценными камнями, однако это не принесло ей счастья, а обернулось трагедией. «Цивилизованные» государства мечтали найти и завоевать эту сказочную землю вместе с её населением.

Среди сохранившихся драгоценных камней наиболее старинные отличаются огранкой, состоящей из множества мелких и неровных граней. В Индии выполняли такую огранку. Использование шлифовального диска стало возможным с конца пятнадцатого века, что позволило повысить качество огранки. Первоначально мастера-гранильщики придавали камню форму восьмигранника, слегка обтачивая его. Это естественная форма алмаза.

В XVI веке в Милане и Венеции итальянские мастера обрабатывали камень с помощью таблитчатой огранки, характеризующейся горизонтальной верхней гранью. Гранильщики того времени пользовались высоким статусом и считались одними из самых уважаемых специалистов среди всех профессий и ремесел. В XVII столетии Антверпен стал ведущим экономическим центром Европы, а мастерство его гранильщиков получило широкое признание.

Следует отметить, что среди старинных техник огранки можно выделить несколько. XVI век – «таблитчатая» XVI – XVII век – «восемь-восемь»В XVII веке получила распространение огранка «Мазарини», которую, как полагают, назвали в честь французского кардинала Мазарини. Считается, что он якобы подсказал мастеру-гранильщику идею огранки с 34 гранями, распределенными симметрично: 17 граней сверху и 17 – снизу. Кардинал сформировал уникальную коллекцию драгоценностей, ставшую ценным активом французского двора. Венецианский мастер Виченцо Перуцци в конце XVII века создал огранку с 58 гранями, получившую название «Перуцци» В период с конца восемнадцатого до начала девятнадцатого века применялась огранка «Олд Майн» В начале девятнадцатого столетия возникла «старинная огранка»

И наконец, самая знаменитая — «бриллиантовая» огранка, благодаря «старинной огранке» был создан уникальный алмаз. Именно «бриллиантовая» огранка позволила достичь ранее невозможного совершенства и продемонстрировать миру его великолепие и красоту.

Помимо природных граней кристалла, появлялись всё новые грани, их число росло, а оптический эффект камня усиливался. Со временем методы огранки становились более совершенными, возникали инновационные технологии и возможности, раскрывающие красоту драгоценных камней. В настоящее время существует множество способов, позволяющих добиться максимального блеска камня.

А вот история огранки одного из алмазовКрупнейшим алмазом в мире считается Куллинан. Этот камень был найден в 1905 году в Южной Африке, в провинции Трансвааль, на шахте, принадлежавшей Томасу Куллинану. Размер алмаза составлял 11 см в длину, 5 см в ширину и 6 см в высоту, при весе 621,2 грамма или 3106 каратов. Томас Куллинан продал находку правительству Трансвааля, которое в качестве подарка преподнесло драгоценность английскому королю Эдуарду VII на день его рождения. Король поручил огранку камня братьям Ашерам, опытным гранильщикам из Амстердама, чьё мастерство уже было признано. В итоге, 10 февраля 1908 года состоялась распиловка камня.

Мастеров-гранильщиков охватило сильное волнение, и один из них, Джозеф Ашер, даже потерял сознание, посчитав, что первый надрез при распиловке выполнен им некорректно. Тем не менее, всё было сделано верно, и расчёт оказался точным. В итоге распиловки получили 9 крупных камней и 96 мелких. Затем приступили к огранке, которая заняла несколько месяцев. После завершения огранки общий вес 105 камней составил 1055,9 карата, что соответствует потере 65% от первоначального веса. Два самых крупных камня «Куллинан I и II» стали украшением Сокровищницы Британской Короны.

Существуют разнообразные способы огранки, такие как «маркиза», «капелька», «изумрудная» и множество других, созданных мастерами-гранильщиками. Если анализировать огранку с точки зрения оптического восприятия, то можно выделить три основных типа: фасетная, гладкая и комбинированная.

Именно фасетная огранка позволяет раскрыть поистине волшебное сияние камня. Благодаря большому количеству мелких граней, этот вид огранки усиливает блеск и насыщенность цвета. Фасетная огранка включает в себя различные техники и применяется к прозрачным камням. Раньше секреты фасетной огранки передавались в строгом секрете.

Гладкая огранка, в зависимости от желаемого эффекта, полировка может быть выполнена с использованием выпуклой (кабошон) или плоской формы. Этот метод подходит для широкого спектра поделочных материалов и непрозрачных драгоценных камней. Например, для обработки агата, бирюзы и коралла достаточно лишь отполировать поверхность, что позволит подчеркнуть его красоту и выявить причудливые природные узоры.

Смешанная огранка – это предполагает объединение фасетной огранки и полированной шлифовки. В одной части камня могут присутствовать грани, а в другой – гладкая поверхность.

Форма огранки – это еще одна сфера для проявления дизайнерской фантазии. Формы огранки камней отличаются исключительным разнообразием. Они могут быть круглыми, коническими, квадратными, ромбовидными, в форме сердца, овальными, прямоугольными, треугольными, многогранными и, в конечном счете, по-настоящему оригинальными, воплощающими дизайнерские идеи.

Пройдя через раскалённые слои Земли, драгоценные кристаллы обретают благородный вид, восхищая своим блеском и красотой, а в союзе с мастерством и талантом мастера превращаются в воплощение природного совершенства.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.