Испанский национальный женский костюм изобилует аксессуарами, где обязательными элементами украшений являются кружевное покрывало и пейнета — гребень, удерживающий покрывало.
Мантилья, покрывавшая голову и плечи дамы, обволакивала её фигуру, иногда почти доходя до пола. Она придавало женскому облику загадочность и неприступность, осанке – величавость, а взгляду черных глаз красавицы – тайну. С течением лет и веков кружевная вуаль менялась…

Сегодня хотелось бы вспомнить это украшение, дошедшее до нас из глубины веков. Многие модные дизайнеры пытаются возродить к нему интерес современных женщин, предлагая им разного вида вуали. Мантилья пока остаётся атрибутом аристократичности и частью дипломатического этикета.
Когда в истории появилась мантилья?
Несколько версий существуют. Одна гласит, что испанские женщины стали носить её в VIII веке после нашествия арабов. Тогда она шилась из плотной ткани и больше напоминала… чадруВозможно, функция мантии была аналогична функции восточной чадры — скрывать лицо женщины от чужих глаз. В XVII веке мантилью предположительно носили дамы с сомнительной репутацией, чтобы отличиться от аристократок. Вскоре эта изысканная накидка понравилась многим женщинам того времени, особенно на Пиренейском полуострове и в Латинской Америке.

С шестнадцатого века, с подъёмом Испании, многие начали одеваться по-испански, а во второй половине XVI века испанская одежда с некоторыми изменениями стала популярна во всей Европе. Мантилью применяли как украшение, и в качестве покрывала. Вначале её просто накидывали на голову и плечи, а позднее стали закреплять на головке гребнем.
Кружевная мантилья
Аксессуар приобрел популярность в XVII веке, когда появились кружевные мантильи, изображаемые на женских портретах Веласкеса. В это время мантильи стали важной частью гардероба придворных дам и женщин аристократии. В XIX веке мантилья обрела ещё большую популярность. Королева Испании Изабелла II (1833—1868) очень любила мантилью и часто её носила. Дамы придворных быстро подхватили модную тенденцию, и мантилья вошла в традиционный костюм испанских женщин. Многие художники оставили после себя женские портреты в мантильях. В роскошных кружевных накидках мы можем увидеть женщин разных сословий на портретах XVIII – XIX веков испанского художника Франсиско Гойи.

Франциско де Гойя. Портрет Донны Изабель де Порсель.

Франсиско Гойя. «Королева Мария Луиза Пармская»

Франциско Гойя. Портрет Антонио Сарате. В Европе во времена этого модного феномена популярностью пользовались такие накидки. Роскошный аксессуар оценили и в России, о чём свидетельствуют полотна знаменитых живописцев.

В. Тропинин. Портрет Е.Д. Щепкиной

Ф.К. Винтерхальтер. Портрет княгини Кочубей (Елены Павловны Бибиковой).

Александр Брюллов. Екатерина Бакунина, 1834

Портрет Джоوانیны Пачини работы Карла Брюллова, созданный в 1831 году. Среди великих художников стоит упомянуть английского мастера Джона Бэгнольда Берджесса (1829-1897), для которого Испания стала главным предметом творчества. Впервые посетив ее в 1858 году, он постоянно возвращался на родину солнца, ежегодно бывая там в течение тридцати лет. Бэгнольд Берджесс посвятил свою жизнь изучению страны, ее обычаев и национального характера, изображая на картинах испанские и цыганские мотивы. На этих полотнах мы часто видим женщин с высоким гребнем, в черной кружевной мантилье, которая подчеркивает мрамор тела.

Джон Бэгнольд Берджесс. Испанки


Испанцы всё реже носили мантилии после отречения Изабеллы II из-за изменений в моде и стиле одежды. В середине XIX века кружево Шантильи приобрело новую популярность после того как его стали производить машинами.
Изделие из тончайшего кружева получило название в честь маленького французского городка Шатийльи, где его изготавливали. Благодаря доступной цене, мантильи стало возможно производить любых размеров.

Существует много видов кружевоплетения, но для изготовления вуалей и накидок предпочтительнее всего применяли французские Блонду и Шантильи. Кружево блонда получило своё название из-за использования золотистых шелковых нитей при его изготовлении.
Испанские красавицы любили украшать себя мантильями из этого кружева. Большая вязка размещалась на нежной ажурной основе. Сам рисунок полностью покрывал основу золочёным узором шёлковых нитей. Блонды схожи с кружевом шантильи, но последнее изящнее и тоньше.
Шантильи отличается более прозрачным узором благодаря сеточке, в то время как цветы блонда плотные. Мотивы шантильи разнообразнее: помимо флористических рисунков присутствуют фигурки птичек, ангелочков и даже пейзажи.

К концу XIX — началу XX веков мантилья утратила свою популярность. Женщины стали прикрывать головы по-другому. отправляясь только в церковьБольшинство предпочитали носить небольшие мантии. Длинные накидки применялись только для некоторых случаев, например, во время Страстной недели. В Испании сегодня носят мантилью на национальных и религиозных праздниках, а также во время корриды. на свадьбуМантия служит аксессуаром дипломатического наряда, например, во время аудиенции у Папы Римского. С ней обращаются не только испанская королева и инфанты, но и супруги президентов из разных стран. Автор Татьяна Дмитриева



Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.