Пушкин, который был восхищён тем, сколько у Даля собрано материала сказал, что Владимир Иванович просто обязан составить словарь живого великорусского языка, которого до сих пор не существует.
Продолжение. Начало.
В этом же году Даль познакомился с Гоголем, Крыловым и другими великими писателями.
Через год Даль сопровождает Пушкина в его путешествии с целью собрать материал о Пугачёве. В благодарность он прислал Далю в 1835 году подарочный экземпляр своей «Истории Пугачёва».
Работая в Петербургском госпитале хирургом, судя по записям врача и заведующего отделением Мельникова, Владимир Иванович был прекрасным специалистом как в хирургии, так и в офтальмологии. Даль сделал множество операций по снятию катаракты пациентам разных возрастных групп, и проводил наисложнейшие офтальмологические операции по полному восстановлению зрения.
В 1833 году Даль встречает свою первую любовь – дворянку Юлию Андре. К сожалению, из-за неодобрения родителей Юлии, поженились молодые тайно и переехали в Оренбург. У них родилось двое детей – сын Лев и дочь Юлия.
Но в 1840 году супруга Владимира Ивановича скоропостижно скончалась от сильнейшего воспаления лёгких.
В этом же году Даль женился во второй раз, его женой стала Екатерина Соколова – дочь героя Отечественной войны. У пары родились три дочери: Екатерина, Ольга и Мария.
Живя в Оренбурге Даль выучил башкирский и казахский языки.
Когда Пушкин был ранен на дуэли, Владимир Даль провёл возле его постели трое суток и поэт скончался у него на руках.
После похорон Пушкина была опубликована статья Даля, где он с горечью написал: «Раны в живот смертельны… Может быть, когда-нибудь врачи и научаться спасать раненных в живот, но до сих пор я не видел таких чудес».
Перед смертью Пушкин передал Далю свой перстень-талисман с изумрудом. Владимир Иванович пытался отказаться, на что Пушкин ответил: «Бери, друг, мне уж больше не писать». Когда Пушкина не стало, Даль пытался вернуть перстень Наталье Николаевне, но она категорически отказалась. Позднее Даль писал поэту Владимиру Одоевскому: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное».
Вскоре после кончины поэта Даль почти оставил медицину, посвятив себя сначала чиновничьей службе, а затем и работе над словарем.
В 1835 году Даль был избран членом-корреспондентом первого состава Уфимского губернского статистического комитета. При этом он продолжал сотрудничать с журналом «Сельское чтение».
В 1833-1839 годах вышли его «Были и небылицы Казака Луганского».
В 1838 году Даля избрали членом-корреспондентом Петербургской академии наук по физико-математическому отделению
А в «Литературной газете» Петербурга Владимир Иванович вёл раздел «Зверинец», в котором печатались его рассказы о животных.
На самом деле он был не только врачом, писателем, но и естествоиспытателем и написал два учебника «Ботаника» и «Зоология».
Даль хорошо относился к гомеопатии и одна из первых статей в защиту гомеопатии принадлежит перу Владимира Ивановича Даля, опубликована она в журнале «Современник» 1838, № 12.
Постепенно Даль переходит с сатирических и юмористических очерков на серьёзные психологические рассказы.
Белинский писал о Дале 1845 году: «После Гоголя это до сих пор решительно первый талант в русской литературе».
В 1849 году Даль переезжает в Нижний Новгород и начинает работать управляющим удельной конторой, в подчинении которой находятся свыше 40 тысяч крестьян. У него появляется возможность для глубокого изучения этнографии, и он издаёт книгу, посвящённую русским пословицам.
Позже выходит небольшой очерк «Заметка о грамотности», в котором он выступает против обучения грамотности крестьян. Из-за этого очерка на Даля с критикой обрушиваются Добролюбов и Чернышевский, и тут я с ними согласна…
Даль выходит в отставку и переезжает в Москву.
Его главный труд был уже на букве «П».
И теперь Владимир Иванович мог полностью сосредоточиться на работе над завершением словаря.
Впервые словарь был издан в 1861 году, а последние выпуски вышли в 1868 году.
В 1861 году за первые выпуски толкового словаря Даль получил Константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1868 году был выбран в почётные члены Императорской академии наук по историко-филологическому отделению, а в 1869 году после выхода в свет всего словаря был удостоен Ломоносовской премии.
«Толковому словарю живого великорусского языка» Даль отдал 53 года своей жизни.
В словарь вошли не только общеупотребительные слова и выражения, которые были обыденными для современников Даля, но и многие устаревшие диалекты, о которых помнили лишь единицы.
Великий труд В. И. Даля был оценён не только в России, но и во всём мире. Словарь расходился миллионными тиражами.
1863 году Далю присудили звание почётного члена Академии наук по естественнонаучному отделению.
В 1868 году Владимир Иванович был избран почётным членом Общества любителей Российской словесности.
В.И. Даль был одним из двенадцати членов-учредителей Русского географического общества. Член Общества истории и древностей Российских.
Первый биограф Даля Павел Мельников-Печерский вспоминал, что однажды они в конце 60-х годов прогуливались возле Ваганьковского кладбища, которое находилось недалеко от дома Даля на Пресне. И неожиданно для Мельникова-Печерского Владимир Иванович, указав на кладбище, сказал: «Вот и я здесь лягу». Мельников-Печерский, зная, что Даль является лютеранином, заметил: «Да вас туда не пустят». На что Даль ответил: «Пустят. Я умру православным по форме, хоть с юности православен по верованиям».
В 1871 году с Далем случился первый лёгкий удар, вскоре после него Владимир Иванович пригласил к себе священника и принял православие.
Скончался Даль после второго инсульта 4 октября 1872 года, немного не дожив до 72 лет.
Похоронен он на Ваганьковском кладбище, как и говорил своему первому биографу.
Музей Даля есть в Москве, в доме, где он жил последние годы своей жизни.
Музей Даля работает в Луганске, в честь него назван университет, напротив которого установлен памятник великому учёному.
В Николаеве, на пересечении улиц Буденного и Даля установлена Мемориальная доска в честь Даля.
Памятник Далю и Пушкину установлен в Оренбурге.
Имя Даля носит одна из улиц Санкт-Петербурга.
«Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот, где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
(Владимир Иванович Даль).
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.