Я родилась в СССР и, конечно, мое детство пришлось именно на этот, так и хочется сказать, уже «доисторический» период, потому что в последнее время все меняется со сверхзвуковой скоростью и то, что было пару десятков лет назад, уже кажется «древним миром». Изменилось все: телефоны, телевидение, мода, даже пионеров больше нет, а Интернет появился, но как рассказывали дети друг другу страшилки тридцать лет назад, так и сейчас рассказывают.
Помните? «В черной-черной комнате стоял черный-черный гроб, в котором лежал черный-черный мертвец». Мы делились такими историями в пионерском лагере, сразу после отбоя, и пока одна девочка рассказывала, остальные слушали, затаив дыхание, и нам, реально было очень страшно. Современные дети в этом плане совсем от нас не отличаются, разве что страшилки стали еще страшнее, да и коммуникации сегодня выстроены в сто раз лучше. Так почему же дети так любят пугаться сами и пугать других?
Классификация страшилок
Психологи утверждают, что страшилка страшилке рознь и раньше их было можно смело разделить на направления: те самые пионерские (о которых я рассказала в самом начале), это как бы классический вариант, когда в рассказе присутствуют черные дома, красные пятна на стене, желтые шторы и серебряные краны. Замечено, что такие истории придумывали и рассказывали друг другу, как правило, дети, родившиеся и выросшие в городе. Другим «направлением» в страшных историях можно было считать истории о чертях, демонах, приведениях и оборотнях. Такие страшилки больше всего обожали ребята, выросшие в сельской местности и уже с детства вкусившие деревенский фольклор. Сейчас, с появлением Интернета, все эти грани практически стерлись. Сегодня страшилки идут в ногу со временем и теперь дети пугают друг друга вписками, а не черными домами, из темного коридора выскакивает не черт, а маньяк из последней сводки новостей, а вместо красного пятна на стене родителей пожирает новый вирус из ноутбука.
Зачем специально бояться?
Люди, единственные живые существа на Земле, которые любят пугаться по доброй воле, согласитесь, нам хлеба не надо, ужастик подавай. Психологи утверждают, что даже если вы никогда не смотрите хорроры и не читаете книги Стивена Кинга, это не означает, что вы не любите пугаться. Ежедневно весь Интернет буквально пестрит самыми жуткими подробностями самых ужасных происшествий, которые все почему-то читают. А дети, которые обладают еще более подвижной психикой, чем взрослые, вообще сделали из страшилок культ: это и мультфильмы про вампиров и зомби, и жуткие на мой взгляд куклы-оборотни и прочая нечисть, от которой порой даже сами взрослые впадают в ступор. Помню, как-то на одном школьном (младшие классы) мероприятии, я случайно увидела у одноклассницы сына куклу-мертвеца (синего цвета с безумными глазами), принесенную ею из дома, и сама едва сдержала крик ужаса, настолько жуткой мне показалась эта «забавная вещица». Когда дети становятся старше, развлечение тоже становятся серьезнее, здесь вам и вызывание духов (ну, кто из нас в юности не увлекался этой совершенно дурацкой затеей), и прогулки по кладбищу, и исследование заброшенных домов и подвалов. Дети любят пугаться, но зачем они это делают и для чего?
Мнения психологов
Специалисты занялись изучением этой темы относительно недавно, где-то с середины прошлого века, когда концентрация добровольного страха в жизни детей еще не была настолько сильной. Во времена пионерских реалий, когда информационная блокада оберегала детей не только от «тлетворного влияния Запада», но и от местных новостей, необходимая для развития ребенка порция страха добывалась ими из общения с себе подобными. Сказки о «черном-черном доме» были своеобразной, одобренной взрослыми отдушиной, когда вслух можно было проговорить все пугающие темы и, тем самым вызвав сильные эмоции избавиться от стресса.
Однако сегодня эта ситуация кардинально изменилась и ребенку для того, чтобы получить необходимую «дозу страха» уже достаточно просто зайти в Интернет или включить телевизор. Кроме этого, естественная для детей потребность в социализации, а значит в интенсивном общении и в обмене информацией, побуждают ребенка пересказывать страшные истории себе подобным, уже при помощи современных гаджетов. В какой-то момент порция добровольного страха может оказаться для ребенка чрезмерной, и тогда вместо пользы нанести вред неокрепшей психике.
Современные психологи подтверждают, что детские страшилки (именно детские, пересказанные друг другу истории о вампирах и маньяках) выполняют исключительно терапевтическую функцию. Таким образом ребенок учится распознавать, преодолевать и управлять чувством страха. Эдуард Успенский в свое время назвал эту особенность детской психики «витамином страха», который необходимо принимать строго дозировано.
Если подвести черту под этими выводами, то можно с уверенностью сказать, что небольшая, «детская» порция страха идет ребенку только на пользу. И именно поэтому родители должны приложить все усилия для того, чтобы ребенок принимал «витамин страха» в умеренной, соответствующей возрасту дозировке и исключительно для пользы дела.
«Витамин страха»
Так, что же психологи называют детской порцией необходимого страха и как не перекормить малыша «страшилками»? Если рассмотреть эту тему не привычным, уже замыленным взглядом, то получается, что мы сами с раннего детства даем крохам «витаминки страха», читая им сказки на ночь. Самые безобидные истории о «Мухе-цокотухе», когда отрубают голову пауку-злодею или сказки о бабе-Яге, которая варила из детей кашу, с точки зрения осмысленного подхода взрослого человека вызывают растерянность и ужас. Молодая красавица спящая в стеклянном гробу; царица и ее сын, заточенные живьем в бочку и выброшенные в море; Серая шейка со сломанным крылышком, замерзающая посреди скованной льдом реки .Красная Шапочка, съеденная волком , а затем охотники, вспоровшие ему брюхо «по-живому». История уже про другого волка, который ловил хвостом рыбу и остался замороженным посреди озера, также жуткая сказка, если транслировать ее на настоящую, реальную, взрослую жизнь. Но вся прелесть сказок в том, что их благодарными слушателями являются маленькие дети, которые трансформируют полученную информацию совершенно иным образом, нежели их родители. Страшные сказки учат малышей преодолевать трудности и осторожно готовят их к реальной жизни, а не забивают голову кровавыми картинками. Это к вопросу о разных подходах (детском и взрослом) к одной теме.
Следующей «витаминкой страха» можно назвать те самые страшилки, страшные истории, которые рассказывают друг другу дети в возрасте от 7 до 13 лет. «Ужастики», которые имеют под собой классическую структуру «черная комната-красное пятно на стене-маньяк в кладовке-смертельный вирус в компьютере» не должны вызывать у родителей беспокойства и опасений. Однако, если подросший ребенок с нездоровым интересом разыскивает в Интернете самые жуткие подробности самых страшных историй, это уже явный перебор, нуждающийся в коррекции. Страха, как витаминов, должно быть в меру, вот это главное, что пытаются донести до нас психологи.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.