Украшения из серебра и золота с эмалью

В мире ювелирного дела популярность приобретает декорирование золотых и серебряных украшений эмалью. Изделия с эмалью, дополненные драгоценными камнями, в золотых и серебряных узорах всегда ценились любителями ювелирных изделий, и восхищение ими сохраняется и в настоящее время.

Ювелирные украшения с эмалью или финифтевые украшения – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца – красивы и неповторимы. Украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее. Однако большинство не задумывается, что же такое ювелирная эмаль, как ее изготавливают и различается ли между собой? Всё это определяет красоту изделия, его стоимость и долговечность.

Украшения с эмалью – техника выполнения

Эмалирование подразумевает нанесение на металлическую поверхность легкоплавкого стекла. В составе современных эмалей присутствуют диоксид кремния, оксид титана, борной ангидрид, оксид алюминия, оксиды щелочных и щелочноземельных металлов, свинец, цинк, различные фториды.

Эмали различаются составом и способом нанесения на металлическую основу. В ювелирном деле чаще всего используют серебро и золото как основу. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями, которые бывают прозрачными и непрозрачными. Существуют различные способы и технологии нанесения эмали.

Перегородчатая эмальЭта техника выполнения отличается своей красочностью. Золотые или серебряные ленточки размещают на поверхности основы по заданному рисунку, создавая ячейки. В эти ячейки помещается эмалевый порошок. При температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавится и превращается в стекло.

Иногда вместо перегородок из ленточек применяют тончайшую нитку. Сам эмаль прекрасен, а эта дополнительная деталь делает… золотые или серебряные кружева.

Выемчатая эмальРезцом по рисунку вынимают частицы металла из основы, создавая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий. Выемчатая эмаль может быть выполнена на металлической основе, которая сначала гравируется или чеканится в соответствии с выбранным узором. В ювелирных изделиях используют штампованные заготовки или литые заготовки.

Технология создания декоративных покрытий из эмали. Это роспись цветной эмалью без перегородок и выемок. Мастера наносят эмаль слоями и обжигают изделие до завершения задуманного сюжета дизайнера. Такую технику используют мастера финифтяного промысла Ростова Великого и австрийский бренд Frey Wille.

Финифть, древнерусское название эмали, происходит от греческого слова «финифтис», обозначающего блестящее. Сама эмаль взяла своё происхождение от французского (email). Художественное мастерство финифти проникло в Россию из Византии еще в X веке и достигло наивысшего уровня в XVI – XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей называли «финифтью», а только к XIX веку термин «финифть» сменился на более привычный нам сегодня – «эмаль».

Изящная ростовская живопись по эмали удачно сочетается с тонкой филигранью. Филигрань – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Термин «филигрань» происходит от латинских слов «филюм» — нить и «гранум» — зерно. Слово «скань» означает свить или скрутить. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным и кружевным.

Интересны эмали-гильоше.Гильоширование — это создание тонкой гравировки на изделии, чаще всего из геометрических линий.

Эмаль этого вида появилась во Франции во XVIII веке, а выполнялась тогда гораздо сложнее, но какие прекрасные изделия того времени удивляют и восхищают нас и сегодня. В России эмаль-гильоше стала украшать драгоценные изделия ювелирного искусства в конце XIX — начале ХХ века и связана она с именем Фаберже. Особенно роскошны были настольные предметы.

В технике эмали по гильоширу применяют только прозрачные эмали разных цветов. Из-за этого металлический фон с узором просвечивает под эмалью. Сегодня эмали-гильоше для ювелирных изделий выполняют преимущественно на золоте или серебре.

Витражная эмальЭто вид перегородчатой эмали, лишенный металлического каркаса. Техника получила такое название из-за сходства с витражными стеклами. Просвечивающаяся цветная эмаль располагается в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.

Из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки создаются металлические перегородки. Ажурный узор придает изделию сказочную красоту. Производство витражной эмали представляет трудности – обжиг изделия происходит не единожды, а после нанесения каждого слоя эмали.

Сеяная эмальТехника заключается в нанесении цветных порошковых эмалей на трафарет с помощью распыления, а каждый слой фиксируется клеем.

Фиксация эмали выполняется разными методами, которые принято называть горячими и холодными.

Горячие эмали

Горячая эмаль применялась с давних времен, несмотря на её трудоёмкость. В настоящее время горячие эмали занимают лидирующие позиции в ювелирных украшениях из эмали. Эмаль прочно закрепляется на металле в муфельных печах при температуре 600-800 градусов. После этого изделие охлаждают, очищают и полируют. Казалось бы, всё просто. В действительности же процесс гораздо сложнее.

Эмалевый порошок разводят водой до консистенции сметаны и наносят на нужные части изделия. Перед обжигом в печи необходимо подсушить покрытие, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха, иначе это испортит гладкость эмалевого покрытия.

При обжиге эмалевый порошок превращается в стекловидный слой, который может быть прозрачным или непрозрачным (глухим), в зависимости от типа эмали. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи для достижения идеально гладкой поверхности.

Многоцветное перегородчатое украшение с эмалью требует точного порядка нанесения и обжига порошка. Порядок устанавливается по жаростойкости эмали. На первом этапе наносят самую жаростойкую эмаль и помещают в печь, затем – менее жаростойкую, снова отправляя изделие в печь, но при более низкой температуре. Процесс повторяется до нанесения красной, самой мало жаростойкой, эмали.

Чтобы поверхность изделия была идеальной, эмаль заливают равномерно. В зависимости от состава материал может обжигаться от пяти до ста раз. Мастер регулирует температуру и время обжига на основе опыта и интуиции. Именно это формирует неповторимые работы, которые иногда мастер не способен воспроизвести во второй раз. Согласитесь, это непросто.

Холодные эмали

Существуют двухкомпонентные, теплоотверждаемые и светоотверждаемые виды холодной эмали.

Двухкомпонентная холодная эмальЖидкую эмаль смешивают с катализатором в определенной пропорции, получая кремообразную пасту, которую затем наносят на металлическую поверхность специальным инструментом.

Эмаль затвердевает при комнатной температуре примерно за 48 часов, а при температуре 70 градусов – за 20 часов. Изделия напоминают керамические покрытия. В этой технике мастер может смешивать разные эмали и получать различные цвета и оттенки.

Теплоотверждаемая холодная эмальВ некоторой степени напоминает горячую эмаль, но плавится при 160 градусах. По сравнению с горячей, эта эмаль не полируется, так как останутся матовые следы, и обладает меньшей прочностью. При небольшом нажатии ногтем она проминается.

Светоотверждаемая холодная эмальПроцесс нанесения этой эмали напоминает установку зубных пломб: состав, нанесенный на поверхность изделия, затвердевает под воздействием ультрафиолетовой лампы. С помощью данной техники ювелиры могут восстановить сколы на эмалевых изделиях. Светоотверждаемая холодная эмаль по твердости расположена между горячей и теплоотверждаемой эмалями.

В технике холодного эмалирования возможно нанесение эмали так, чтобы она растекалась по поверхности с образованием цветных узоров, подобно тому, как это происходит с бензином на воде или вулканической лавой.

Горячая эмаль стоит дороже холодной.

Горячую эмаль от холодной отличать просто: горячая более прочная и после нанесения полируется до блеска, а холодная – мягче, неровна и её нельзя полировать.

Холодные эмали обладают рядом преимуществ.
Они пластичны, неприхотливы в использовании, просты в нанесении и не нуждаются в специальном оборудовании. Поверхность изделий для их применения не требует особой подготовки. Холодные эмали подходят для различных сплавов.

Уход за ювелирными изделиями с эмалью: носки и хранение

Эмаль – по своей природе стекло. Из-за этого у неё такие же свойства. Эмаль можно полировать и чистить, но при активном и неуважительном ношении сколы всё равно появятся. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Кольцам грозит наибольший риск. Как уже говорилось, ювелир может запечатать скол. Но лучше не ронять драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, и следить за исправностью застёжек.

Как сохранить насыщенность эмалевых красок?

Украшения с эмалью защищайте от прямых солнечных лучей и резких изменений температуры. Не носите их на пляже, в бане или сауне. Покрытие из эмали может потускнеть и покрыться трещинами.

Избегайте контакта эмали с моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. морской водой.

Украшения с эмалью нужно мыть в прохладной воде с добавлением немного нашатырного спирта. Чистить можно мягкой щёточкой и зубным порошком, затем промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Лучше всего доверить чистку ювелирной мастерской.

Храните эмалевые украшения раздельно от остальных украшений, даже если это драгоценности, чтобы поверхность не контактировала с другими изделиями. бабушкины серьгиБроши с яркими синими цветами на белом фоне, декорированные филигранью, созданные мастерами Ростова Великого. Цены для них не важны, это настоящие шедевры.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.