Слово «art deco» переводится с французского языка как «декоративное искусство». Стиль ар-деко получил своё название после выставки декоративно-прикладного искусства, проходившей в 1925 году в Париже. Когда и как появился этот стиль? Что он представляет собой в ювелирном искусстве? В начале XX века ювелиры отказываются от изгибов модерна, ищут новые формы самовыражения. В позднем модерне уже прослеживались геометрические линии ар-деко, но Первая мировая война прервала это развитие. После окончания войны люди с особой силой стремились к новым идеалам, желая найти компенсацию разрушениям и потере ценностей прошлого.
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/6kyv5iwvm7whorn00t.jpg)
После Первой мировой войныНовая женщина стала музой для поэтов и художников, среди которых и ювелиры. В это же время Луи Картье создал эскизы первых украшений нового стиля.
Ювелиры, подобно другим мастерам искусств, всегда внимательно следят за душевным состоянием общества. Как подарить людям забытье о страшных военных ужасах, вернуть им радость? В этот период многообразие стилей сделало ар-деко новаторским направлением. Дизайнеры ювелирных домов представили новые формы: геометрический и линейный дизайн, симметричные композиции, цветовые контрасты и особую огранку драгоценных камней с более четкими линиями в виде треугольников, трапеций и изумрудов. Вначале ювелиры предпочитали недорогие материалы: эмаль, хром, стекло, пластик и яркие цвета. После войны общество стремилось казаться богатым и счастливым, а голливудские кинозвезды могли это лучше всего показать своими украшений — бриллиантами усыпанными браслетами и ожерельями.
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/k9d86dz77ov5u1329n.jpg)
В период арт-деко платиной признали культовый металл. КартьеЭтот благородный металл привел в моду белое золото, серебро, сталь и даже алюминий. Ювелиры часто использовали экзотические материалы: слоновую кость, кожу крокодила и акулы, а также редкие породы дерева. Использовали чистый белый перламутр, белые бриллианты и черный оникс…
В качестве основного декора использовалось эмалирование металла и оригинальная огранка. Украшения ар-деко отличались чёткой геометрией, строгой симметрией и упорядоченным чередованием деталей. В дизайне украшений наряду с геометрическими мотивами использовались образы и декорации русского балета Сергея Дягилева, а также культура различных стран и времён: Древнего Египта, Китая, Японии, Индии, Древней Греции, Африки, предметы флоры и фауны.
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/am1w6jfcim6o4xcrze.jpg)
Среди самых ярких украшений особенно выделяются броши-кисти. длинная нить искусственного жемчугаДлинные серьги, в том числе серьги-кисти, украшали стриженные головки красавиц. Тяжелые пояса, браслеты, носившиеся не только на запястье, но и на предплечье, повязки на голову (бандо), украшенные стразами, жемчугом, а для кого-то бриллиантами, коктейльные кольца, колье-воротнички, ожерелья и браслеты в виде змеи, кольца и браслеты в виде пантеры… В эпоху ар-деко стали популярны дорогие зажигалкой и мундштуки, чьи элементы тоже менялись между чёрными и белыми. Наручные часы завоевали огромную популярность благодаря фантазиям ювелиров. Часы отличались разнообразием форм, богатым декором, оригинальностью и изяществом. Корпуса часов и браслеты украшали драгоценными камнями. Жорж Фуке и его сын были одними из самых известных ювелиров того времени. Парижский ювелир Раймон Тамплие также предложил интересные художественные решения. В его творчестве особое место занимают украшения со строгими геометрическими элементами с яркой эмалью, создающими эффектным цветовым контрастом.
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/2q7lezl0f2o0i3mpn2.jpg)
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/h2gb83c53ef6ijovye.jpg)
История Дома Cartier ярко показывает развитие стиля ар-деко. Ювелирные изделия Луи Картье 1920-1930 годов демонстрируют этапы становления нового направления. Сначала Cartier больше использовал круг или сегмент, считая их подходящими для женских украшений. Позже стали применяться квадрат и прямоугольник. Мастер украшал изделия драгоценными камнями, сочетая бриллианты с другими самоцветами и эмалью. Его работы отличались насыщенными красками и изысканным цветовым решением: в украшения из оникса, горного хрусталя и нефрита, кораллов и перламутра он вставлял роскошные бриллианты. Со временем ювелиры Дома Картье перешли от яркой палитры к белому цвету. Возник новый стиль – «белый ар-деко». Украшения с геометрическими формами в сочетании белого и черного цветов — белой платины и бриллиантов с черным ониксом или черной эмалью были превосходны. Цветовой контраст послужил основой для мотивов, получивших название «шкура пантеры». Позже мотив применялся при изготовлении брошей в форме пантер, а также украшений для волос и наручных часов. Вместе с тем, полностью отказаться от ярких цветов изумрудов, рубинов, сапфиров было сложно даже в «белом ар-деко». По этой причине Картье предпочитал создавать броши – «вазы с фруктами». Многоцветные драгоценности в стиле «тутти фрутти» стали знаменитыми украшениями Картье.
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/rziiojmx29dpomf7vn.jpg)
Открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году вызвало бурный интерес к египетским украшениям. В числе ювелирных произведений Картье – эффектные подвески из пластин нефрита с бриллиантами и рубинами, знаменитая брошь – «скарабей» из дымчатого кварца, фаянса, украшенная бриллиантами. Яркость и многоцветность ювелирных изделий усилились в 1929 году и позже, поскольку покупательная способность снижалась во всех сферах жизни. Чтобы привлечь внимание и выжить в трудное время, создавались самые яркие ювелирные предметы. Популярными стали нефрит, топаз, циркон, коралл и аквамарин. Стиль ар деко оформился к началу двадцатых годов, а в 1925 году получил полное признание. Именно поэтому на выставке в Париже 1925 года ему было дано это наименование.
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/svyul1k2lm31uo7o4f.jpg)
Выставка демонстрировала работы Фуке, Тамплие, Сандоза, Бушерона, Ван Клифа, Картье, Мобуссена и многих других французских мастеров-ювелиров. Успех ювелиров был впечатляющим. Золотую медаль за украшения в стиле ар деко получил парижский ювелир Жорж Мобуссен. Посетители были поражены красотой экспозиции. Все восхищались колье Мобуссена, где платиновые оправы чередовали бриллианты с жемчугом, жадеитовым кольцом, подвесками в виде цветочных ваз и фонтанов. После выставки фирма «Мобуссен» получила известность. Произведения ювелирного искусства «Картье» и «Мобуссена», а также работы ювелиров «Бушерон», «Ван Клиф и Арпельс» сделали стиль ар-деко всемирно узнаваемым символом роскоши и восхищения. В те времена происходили значительные изменения в жизни людей: разрабатывались новые технологии, искались новые материалы, проводились научные и технические исследования.
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/9jnb21u6k9nboz6gyc.jpg)
XX век был веком достижений во всех сферах человеческой деятельности и жизни. Ювелирное искусство не осталось в стороне. Мастера фирмы «Ван Клиф и Арпельс» изобрели новую закрепку драгоценных камней – невидимую. Камни гранились таким образом, что их можно было устанавливать вплотную друг к другу, создавая «каменную мостовую», которая полностью покрывала металлическую основу. Такой подход позволил создавать превосходные украшения. Ювелирные рынки предлагали бриллиантовые броши-клипе, сотуары, элегантные браслеты с четкими орнаментальными узорами из драгоценных камней. В моду вошли броши-кисти, бусы из натуральных камней. Благодаря моде на короткие стрижки особую популярность приобрели длинные каскадные серьги и крупные клипсы, закрывающие мочку уха. Художники полагают, что стиль ар-деко просуществовал около двух десятилетий – с Первой мировой войны до Второй. Однако важнее другое: многие приемы и достижения ювелирной техники, созданные в эпоху ар-деко, оказались настолько универсальными, что влияние этого стиля мастера-ювелиры ощущали ещё долгое время следующие поколениями. В современной моде ювелирных украшенийСтиль ар-деко снова на пике популярности. Его ценят уверенные в себе женщины, для которых важна как роскошь, так и аристократическая элегантность.
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/dqg88e3ed42qgj59go.jpg)
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/pph5fh2149g5p8gwoo.jpg)
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/4wymtqjxm7gm2ksrw9.jpg)
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/3tgs5rpq3eenhfsboi.jpg)
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/gdeqkah8qszfrsmbku.jpg)
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/1wz1qbhul53y0yi6jv.jpg)
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/8fhxpja9jpdjfqj3u9.jpg)
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/lu4w1t2a00nyq1tg0m.jpg)
![](https://secretiki.ru/wp-content/uploads/2025/01/ukqzosj16u60n6z4bb.jpg)
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.