Жизнь – штука сложная. И даже если вы никогда не мечтали стать учителем, в один прекрасный момент можете поймать себя на мысли о репетиторстве, как вполне подходящем временном, а то и постоянном способе заработать на хлеб насущный в наше нелёгкое время.
Если же вы мало-мальски знакомы с русской литературой, то такой вариант развития событий тем более возможен. Потому что в этом случае вам прекрасно известно, что коли не сами великие писатели, то кто-нибудь из их героев уж непременно подвизался на этом поприще. И – заметьте – безо всякого педагогического образования. А то и вовсе с незаконченным не только высшим, но даже и средним, или как оно у них в восемнадцатом – девятнадцатом веках называлось? В общем, репетиторствовали тогда все кому не лень: от гимназистов до приват-доцентов, а то и выше.
А как сейчас? Лёгкий ли хлеб у частного учителя, и о каких подводных камнях нужно знать тем, кто хочет попробовать себя в этом деле?
Шаг в профессию
В стародавние полумифические «доинтернетовские» времена репетиторов находили при помощи сарафанного радио. Поэтому начинающим «дефоржам» приходилось рассчитывать только на протекцию родных и близких и лишь потом, приобретя опыт и со сложившейся хорошей репутацией, на передачу «из рук в руки».
Сейчас те дремучие времена канули в Лету. Интернет помогает относительно легко шагнуть в профессию любому желающему. Легко, потому что есть немало ресурсов, предлагающих свои услуги как репетиторам, так и тем, кто в них нуждается. Относительно легко, поскольку некоторые сложности всё равно имеют место быть, и никуда от них не деться.
В ногу со временем
Самый простой способ найти учеников – зарегистрироваться на специальных сайтах. Порталы, собирающие под своё крылышко репетиторов, предлагают пройти всем желающим несложную регистрацию и заполнить подробные анкеты. Чем больше пунктов будет заполнено, тем больше вероятность того, что к вам обратятся.
Обязательно разместите фотографию и расскажите о себе. Если опыта работы репетитором или учителем у вас нет, честно укажите это. Но в таком случае и стоимость ваших услуг должна быть поначалу невысока. Зато готовность давать уроки на территории ученика, работать в выходные или не слишком удобное время, бесплатное первое занятие и прочие «бонусы» сделают вашу кандидатуру вполне конкурентоспособной.
Даже если область ваших знаний и умений очень специфична, а то и экзотична, и, по дружному мнению большинства знакомых, вряд ли найдутся ненормальные, кому понадобятся ваши глубочайшие познания о способах повышения мобильности мортир или особенностях рациона долгопята филиппинского, рискните и разместите анкету. Ведь чего в этой жизни только не бывает. И вполне возможно, ученики найдутся.
Если же время идёт, а звонков всё нет, то вы абсолютно ничем не рискуете: плату за услуги порталов репетиторов нужно вносить только после начала занятий, а не при заполнении анкеты. Ну, а если кто-то, натолкнувшись на ваше предложение, удивится или даже посмеётся, вам-то от этого совершенно точно не будет ни холодно, ни жарко. Поэтому – дерзайте!
По старинке
Интернет интернетом, но и традиционные методы поиска учеников отметать не стоит. Многие репетиторы первых учеников находили при помощи знакомых. Кроме того, можно предлагать свои услуги и на сайтах объявлений. А вот развешивать объявления на столбах сейчас, как показывает опыт частных учителей, уже не слишком эффективно.
Плавали, знаем
Для рискнувших ступить на непростой путь репетитора, мы собрали советы тех, кто в этом деле далеко не новичок:
•Трезво оценивайте свои силы, опыт и знания, а также время, которым вы располагаете.
Если вы не имеете никакого отношения к школе или вузам, то, будь вы трижды специалистами в своей области, не советуем сразу же браться за работу с выпускниками. Экзамены – дело нервотрёпное, требующее понимания того, что, как и когда происходит. Нет, рискнуть вы, конечно, можете. Но тогда будьте готовы к тому, что понервничать придётся.
Опасно и пробовать объять необъятное. Не стоит брать ученика в случае, когда явно не соответствуют друг другу уровень знаний и время, которым вы будете располагать. В конце концов, вы не чудотворец и научить писать сочинение за две недели до ЕГЭ того, кто и двух слов связать не сможет, вряд ли сумеете.
•Обговаривайте все варианты развития событий, что называется «на берегу».
Сразу обозначьте свою позицию по всем значимым для вас моментам. Ведь на результат влияет и регулярность занятий, и серьёзное отношение ученика, а не только ваши профессионализм и знания. Поэтому свои требования необходимо донести до ученика и его родителей до того, как вы взялись за это нелёгкое дело – подготовить к экзаменам или вытянуть буксующего школяра с «двойки» на «пятёрку».
•Заранее продумайте и сообщите своё отношение к оплате уроков.
Как бы ни было заманчиво сразу получить деньги за занятие, первый урок-знакомство многие репетиторы советуют проводить бесплатно. Это не только расположит родителей ученика, но и покажет ваш серьёзный настрой и даст возможность, не теряя лица и не чувствуя себя неловко, отказаться от занятий, в случае, если по результатам этого первого урока у вас возникнут сомнения.
В дальнейшем выбирайте вариант оплаты сразу после занятия, а не после блока уроков, в конце месяца и т.д. Во всяком случае, хотя бы поначалу, пока не убедитесь в порядочности второй стороны.
•Будьте готовы постоянно учиться.
В любой момент у ваших учеников могут обнаружиться серьёзные пробелы в знаниях, например, за курс начальной школы, или срочная необходимость получить малоизвестные сведения.
•Не беритесь за то, в чём не разбираетесь.
Если вы специалист по начертательной геометрии, то не думайте, что научить азам математики первоклассника уж точно сможете безо всякой специальной подготовки. Для начала обязательно ознакомьтесь со школьной программой, чтобы, образно выражаясь, дудеть с учителем ребёнка в одну дуду, а не в разные. Имейте в виду, методика обучения младшеклассников сильно отличается от того, как работают с учениками постарше.
Точно так же не стоит браться за обучение русскому языку иностранцев, даже если вы блестяще владеете родной речью или много лет учите отечественных школьников. Учить носителя языка или иностранца – это не одно и то же.
•Держите дистанцию и неизменно выдерживайте линию общения учитель – ученик, даже если разница в возрасте невелика.
Панибратские отношения только мешают учёбе. Это не значит, что вы должны строить из себя заумного сухаря, но и слишком сближаться с учеником не стоит.
•Обязательно готовьтесь к занятиям и ведите записи.
Заведите подобие классного журнала, записывайте в него пройденные темы, домашние задания и делайте другие необходимые пометки, которые позволят в любой момент вспомнить, что, как и когда вы прошли с каждым учеником. Это особенно актуально в случае, если вы нарасхват.
•Держите родителей учеников и их самих в курсе того, как обстоят дела.
Объективная картина нужнее успокоительных речей. Если ребёнок плохо усваивает материал и его знания, а вернее, их отсутствие беспокоят вас, пригласите родителей на занятия, чтобы и они тоже могли увидеть, как работает чадо.
•Помните о том, что у вас есть право выбора.
Не беритесь за работу с учеником, если что-то вас смущает. В конце концов, личную симпатию/антипатию никто не отменял. Если вам некомфортно с учеником и/или его родителями, неуютно в их доме, если вы не уверены в работоспособности и конечном результате, лучше сразу откажитесь.
•Не рассчитывайте, что сразу найдёте много учеников и сможете полностью обеспечить себя.
Поначалу работу репетитором лучше рассматривать как источник дополнительного заработка. Кроме того, не забывайте о том, что ваши ученики не литерные поезда, и будут время от времени пропускать занятия (обычно в самый неподходящий момент), а это самым печальным образом станет сказываться на ваших доходах.
А так работа репетитором мало чем отличается от любой другой. Есть как плюсы, так и минусы, причём для каждого они свои. Но если мысль податься в репетиторы вас не покидает, то почему бы не попробовать? Вдруг получится?
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.