Три главных тренда Парижской недели моды-2023: авангард, экология и права женщин.

Еще больше новостей в нашем Telegram-канале, группе ВКонтакте и канале Яндекс.Дзен

______________________________

Парижская Неделя высокой моды — одно из главных событий в мире моды, где представляются коллекции знаменитых домов. В 2023 году Париж не разочаровал: множество показа поразило своей оригинальностью. В текущем сезоне прет-а-порте прослеживаются прозрачность, бахрома, оборки, пайетки, супер-мини, перья, платформы, кожа, необычные вырезы и многое другое. Но сегодня не хочется ограничиваться перечислением трендов — предлагаю взглянуть на них шире. Какие идеи и смыслы волнуют современных дизайнеров, и что порождает последние веяния высокой моды? О чем пытаются сказать нам кутюрье, и как научиться выбирать из горячих трендов те, которые подходят именно нам? Вначале коротко напомню, что такое… haute couture и в чем его отличие от pretaporter.

Понятие haute couture Термин «от-кутюр» появился в середине XIX века с открытием первых салонов моды. В 1858 году английский модельер Чарльз Уорт открыл в Париже дом моделей и первым разделил коллекции одежды по сезонам. Еще через десять лет Уорт создал Синдикат высокой моды, объединяющий ведущие мировые дома по сей день. Синдикат, а позднее Федерация высокой моды стали первыми объединениями кутюрье, которые определяют, какие коллекции брендов относятся к категории haute couture, а какие — нет.

В отличие от одежды из коллекций prêt-à-porter, изделия haute couture не рассчитаны на массового покупателя, а создаются в единственном экземпляре — как настоящие произведения искусства. Кутюрные коллекции менее коммерческие, это всегда больше арт, чем мода: выходя за рамки коммерции, художник может ярче и острее выражать свое видение социальных процессов современного мира. Так миссия Синдиката высокой моды — продвижение идеи о моде как искусстве и сохранение высокого мастерства, которое может исчезнуть без поддержки кутюрных домов.

Что интересует дизайнеров в 2023 году?

Экологичность

Вопросы экологии и охраны природы давно волнуют индустрию высокой моды, и январские показа 2023 года подтвердили это правило. Одним из самых обсуждаемых событий Недели моды стал показ… Schiaparelli Haute CoutureКреативный директор бренда Дэниел Розберри представил изделия с «таксидермией ручной работы»: платья из искусственного меха, декорированные большими головами диких зверей, привлекли внимание и возобновили обсуждение о применении животных в моде. Кайли Дженнер посетила показ в платье с очень реалистичной головой льва (из пенопласта и искусственного меха), а Ирина Шейк вышла на подиум в том же наряде. Наоми Кэмпбелл продемонстрировала платье с головой черного волка, а Шалом Харлоу — с “чучелом” снежного леопарда.

Часть активистов увидела в коллекции восхваление охоты и попытку возвращения к “варварским” традициям. Сам Дэниел Розберри неоднократно подчеркивал, что при подготовке показа не пострадало ни одно живое существо. Вдохновением для коллекции, получившей название «Инферно», послужила «Божественная комедия» Данте: животные олицетворяют три смертных греха — сладострастие, гордыню и корыстолюбие. Искусственные, но невероятно натуралистичные головы зверей призваны показать, что современные технологии позволяют создавать практически все, а значит, полностью избавляют от необходимости убивать животных.

Французский модный дом несколько мягче изложил данную идею. Alexandre VauthierВ новой коллекции дизайнер показал платья и костюмы из искусственного меха самых смелых расцветок: зеленого, розового, изумрудного — такого рода оттенков, которых нет в природе.

Японский дизайнер Юима Накадзато В новой коллекции были представлены модели, созданные с помощью 3D-печати. DИспользовал принтер для создания моделей и переработанный текстиль для пошива нарядов. Кстати, опыты с 3D-принтерами не новые: одна из моих любимых дизайнерш… Iris van HerpenС 2009 года производитель начинает выпускать детали для своих коллекций одежды.

Южнокорейская дизайнер Сохи Пак, дебютировавшая на показах высокой моды, внесла свою дань устойчивому развитию. Известность ей принесла марка одежды… Miss SoheeНовая коллекция дизайнера Сохи Пак, представленная в Париже в январе 2023 года, создана из переработанных материалов. Ткани для коллекции поставляла онлайн-платформа Nona Source, запущенная компанией LVMH в 2021 году для продажи нереализованных высококачественных остатков Maisons de Couture. Два платья из коллекции Сохи Пак, сочетающие черный бархат и цветную тафту, напоминают винтажные платья 1880-х годов. Модели обращают внимание на актуальность винтажа как экологичного решения.

Нидерландский бренд создает свои кутюрные коллекции из переработанных материалов. Van der KempРональд ван дер Кемп, дизайнер и творец домов, давно преображает отходы дорогих тканей в шикарные наряды.

Это Project Trashure, — улыбаясь, говорит («проект по превращению мусора в сокровища»).

Искренняя вера в то, что мода может изменить мир к лучшему, вдохновляет. Образы в стиле гранж поражают: асимметричные платья из кусочков разноцветной кожи, масок «медицинского» типа, прочно вошедших в жизнь во время пандемии, сверкающие пиджаки с высокими рукавами и юбки из переработанного денима — это красиво и необычно.

Оливье Рустен — глава модного дома. BalmainТакже не раз заявлял о том, что использует в своих коллекциях бумагу, банан и лозу для максимально экологичного производства.

Рустен заметил: «Все видим изменения климата, пожары по всему миру. При этом серьезно обсуждать модные тенденции следующего сезона – странно».

Социальная ориентированность на гендерную справедливость.

Кутюрный показ Dior В январе 2023 года архивные фотографии знаменитой французской артистки и активистки Жозефины Бейкер, выступавшей на Dior couture в Нью-Йорке в 1951 году, стали источником вдохновения. Эта сияющая чернокожая певица и танцовщица приехала с концертами в Париж в 1925 году и вскоре стала звездой кабаре, знаменитой актрисой и гражданкой Франции. Активно боролась против расизма и отстаивала гражданские права чернокожих, а во время Второй мировой войны присоединилась к французскому сопротивлению. Жозефина сделала для Франции так много, что ее официально признали одной из величайших деятелей французской нации. Именно этой невероятной женщине была посвящена весенняя коллекция. DiorВ 2023 году в Париже, где проходил показ моды, рядом с галереей портретов разместили новый пантеон героев, а в центре — Жозефину Бейкер.

Знакомые с творчеством Жозефины знают и о ее экстравагантных нарядах. Мария Грация Кьюри вместо привычных образов изучила малоизвестные фотографии Бейкер: в ресторанах, в дневном костюме и в форме во время войны. Коллекция посвящена этой скрытой от большинства стороне жизни Бейкер. Белый, черный, серый, бежевый, серебристый и золотой стали основными цветами. Бархат, атлас и шерсть, сетчатые платья с блеском, бахрома, вечерние платья из мятого шелка, классическое платье-плиссе с кейпом, лаконичные украшения, бархатные босоножки на платформе (абсолютно винтажного вида!), а также прически моделей со знаменитыми прядками-завитками на лбу — все это отсылки к 1920-м годам.

Главный дизайнер дома Valentino Пьерпаоло Пиччоли, разрабатывая коллекции haute couture, стремился превзойти рамки «ремесла и мастерства», ставя акценты на социальных темах, включая инклюзивность. Коллекция сезона Paris Fashion Week 2023 посвящена ночному клубу — парадоксально для показа высокой моды, однако в 1980-х годах именно клубы были центром моды. В mood board Пиччоли использовал фотографии культовых клубов тех лет: от Studio 54 до лондонского New Romantic Blitz Club.

Мне нравится идея ночного клуба, — говорит Пьерпаоло. Это место, где принимают людей такими, какие они есть, и какими хотят быть. Разница в том, что раньше это происходило за закрытыми дверями, а теперь открыто. Таков сегодняшний путь свободы.

Коллекция представлена нарочито грубыми мужскими костюмами с галстуками на моделях женского пола и нежными рюшами на мужчинах. Это подчеркивает идею Пиччоли о том, что в современном мире можно быть кем угодно.

Весной 2023 года в рамках Парижской недели моды было представлено значимое событие — показ новой коллекции. Iris van HerpenСобытие прошло в формате демонстрации фильма, так как кутюрье не смогла бы воплотить идею коллекции на подиуме — речь идет об одежде (не удивляйтесь!), которую нужно носить под водой. По мнению модельера, вода заставляет двигаться с большой силой и лишает голоса. Струящиеся полупрозрачные платья и боди подчеркивают не только красоту и силу женщин, но также являются актом поддержки протестующих активисток в Иране и аллюзией на то, что женщина в современном мире зачастую лишена голоса. “Танец под водой” Iris van Herpen действительно завораживает. Посмотрите этот короткий ролик — в нем гораздо больше смысла, чем принято ожидать от моды!

Вдохновленный борьбой за права женщин в Иране, Хайдер Акерманн разработал новую кутюрную коллекцию для дома. Jean Paul GaultierОтдавая дань уважения борьбе Жана Поля Готье за права человека, Акерманн во время показа использовал необычный прием: пока модели шли по подиуму, их имена шептались под фонограмму с фрагментами песни иранского исполнителя Шервина Хаджипура «Baraye». Композиция Хаджипура стала реакцией на жестокое убийство Махсы Амин в прошлом году и последующую борьбу за права женщин в Иране.

Авангард

Наибольшим иронией среди показа мод в Париже стал показ коллекции… Victor&RolfПоказ открыли модели в классических бальных нарядах, вызывающих ассоциации с капкейками, принцессами, сказками и мультфильмами. Но затем на подиуме появилась модель в платье, одетым перпендикулярно телу. Следующая модель демонстрировала перевернутое вверх ногами платье. Было несколько вариаций этого смещения платья в пространстве. Зрелище было сюрреалистичным, странным и немного жутким, но заставляющим очнуться от красоты кутюр и задуматься о нашем “перевернутом” мире.
Показ отражал уживаемость бедности и богатства, кутюра и авангарда. Он касался перевернутого и иллюзорного мира соцсетей, где можно щеголять в виртуальном платье, прилепленном к телу. Показано также, как наряд часто существует отдельно от женщины, не отражая её характер и внутренний мир.

Декорации показа поразили своей оригинальностью. ChanelФигуры животных из дерева и лепестков, сделанные художником Xavier Veilhan, стояли в виде больших концептуальных объектов. Некоторые могли бы вспомнить о троянском коне, а у меня возникла ассоциация с апартаментами Коко Шанель на Avenue Cambon, где много антиквариата, среди которого встречались животные — орлы, лягушки, львы. Также приходят на ум декорации для балетов Дягилева, созданные Пабло Пикассо.

Индийский дизайнер Rahul Mishra В Париже представили фантастическую кутюрную коллекцию, посвященную космосу и бесконечности. До карьеры модельера Мишра был физиком с профильным образованием. Будучи одновременно дизайнером и ученым, всегда интересовался скрытыми мирами внутри других миров. Новая коллекция вдохновлена образами бесконечного и таинственного космоса и его отражения на Земле — глубокого и загадочного океана, хранящего множество тайн. Фантасмагоричные наряды Мишры созданы руками более тысячи мастеров из индийских ремесленных артелей. Дизайнер утверждает, что сможет дать работу еще большему количеству людей у себя на родине, ведь мир его фантазий очень богат и разнообразен. Я думаю, он еще не раз покажет нам нечто по-настоящему невероятное. И, признаюсь, я никак не могла отделаться от ощущения, что космические наряды Мишры стали даже в большей степени наследниками творчества Скиапарелли, чем актуальные творения этого дома моды.

И напоследок хочется упомянуть коллекцию Mugler Бренд после трехлетнего перерыва вернулся на подиумы, представив новую коллекцию в Париже. Показом, состоявшимся во время Недели высокой моды, бренд ознаменовал возвращение. Он был выполнен в духе Тьерри Мюглера, определившего облик моды 80-х и 90-х годов, и напоминал его культовый показ 1992 года, запечатленный в клипе Джорджа Майкла.

Дом Mugler известен авангардными проектами, коллекция 2023 года не исключение: четкие архитектурные формы, линии, кожаные детали и кружевная отделка, контраст закрытостью и обнаженностью, завышенными рукавами и облегающей талией подчеркивали эффект. Шоу сочетало традиционное дефиле по подиуму с технологическим аспектом: модели появлялись на движущейся платформе с камерой, что погружало зрителей в атмосферу будущего. Простота цвета (черный — основной оттенок коллекции) в сочетании с преувеличенными футуристическими силуэтами отсылает к фирменной стилистике Тьерри Мюглера. Маэстро не стало в прошлом году, показ был призван почтить память легендарного кутюрье.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.