Свободный полет модерна

Свободный полет модерна

Стиль модерн стал отправной точкой для многих современных танцев. Он подчеркивает свободу от балетного диктата и естественно вписывается в любое шоу. Возник этот стиль на рубеже веков как сценический.

Модерн и Айседора Дункан

Существует легенда, что родиной модерна является Америка. Придется разочаровать поклонников этой версии. Родился этот стиль во Франции. Теоретик искусства Франсуа Дельсарт был убежден, что танцевальные жесты зависят от эмоционального состояния. Среди его учеников был американец Огил Маккей, который стал пропагандировать идеи учителя в США. Еще одна ученица Дельсарта, Женевьева Стебан, преподавала самой Айседоре Дункан, покорившей танцем модерн весь мир, включая Россию.

В Россию Дункан приехала осознанно, уверенная, что в новом революционном обществе она сможет развивать идеи стиля модерн. Ей даже удалось основать здесь школу, просуществовавшую вплоть до 1949 г. И закрыта школа была не из-за веяний эпохи, а потому что строгие приверженцы балетной штудии не приняли раскрепощенного, эффектного, подчеркнуто артистичного танца.


Свободный полет модерна

Айседора вдохновенно танцевала на подмостках лондонских театров, приводя публику в восхищение. Правда, в Европе танец попал на благодатную почву отрицания классики. Идеи Дункан, что движения в традиционном балете неестественны, были восприняты на «ура». Танцовщица выступила с лекцией «Танец будущего», которую считают своеобразным манифестом. Она упрекала классический балет в преступном насилии над телом человека и пренебрежении законами гравитации.


Свободный полет модерна

Естественность тогда связывали с античной культурой. Дункан исполняла танцы в тунике, принимая позы, повторяющие рисунки на древних вазах. Отказалась она и от пуантов, танцевала босиком, за что модерн часто называли «танцем босоножек». Характерным для него стали плавные волнообразные движения, импровизация. По сути, классическому танцу, в котором властвовала «вертикаль» как символ устремления духа ввысь, модерн противопоставил «горизонталь». Простой пластический язык и опора на всю стопу подчеркивали связь человека с Землей, как у Антея, черпавшего свою силу у Геи.

Также Дункан была убеждена, что необходимо воспитывать не профессиональных танцовщиц, а гармоничных людей. Она танцевала под музыку, вовсе не предназначенную изначально для пластического искусства. Так, она использовала камерные и симфонические мелодии, и казалось, что ее движения вполне с ними гармонируют… Декорации же при исполнении модерна сводились к минимуму.

Основоположники стиля

Но Айседора Дункан была не единственной, кто «пропагандировал» модерн. Так, француженка Лои Фуллер особое внимание уделяла выразительности рук и корпуса. Она также использовала для создания образов бабочек или пламени яркие ткани и световые эффекты. Собственно, именно Фуллер можно назвать создательницей танцевального шоу. Среди основоположников стиля модерн были и швейцарцы Рудольф Штайнер и Эмиль Жак Далькроз, и австриец Рудольф фон Лабан. Именно они разработали основы, как его тогда называли, «экспрессивного танца».


Свободный полет модерна

Каждый из танцоров-«модернистов» имел свое направление. Так, Курт Йосс пробовал соединить выразительность, классический танец и пантомиму. Мэри Вигман больше всего интересовали эмоции. Она пыталась передать в танце страх, отчаяние, боль и т.д. Грет Палукка внесла в модерн технику высоких прыжков, Марта Грэхем разработала технику «усилия» и «расслабления», до сих пор актуальную во всем мире.

Особую роль в развитии стиля сыграли также два американских танцовщика и хореографа — Рут Сент Дени и Тэд Шоун. Благодаря им в 1915 г. была открыта школа «Денишоун», ставшая символом профессионального танца модерн.

Обратно на родину

В 50-е гг. появились новые экспериментальные танцевальные направления. Их представители отрицали сценическое пространство и переносили свои представления на улицы, крыши и в парки. Они стремились вовлекать в театральное действо и зрителя. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения, предпочитая шумы и ударные инструменты.

К этому же времени относится и возникновение в Японии направления буто. Японские хореографы находились под влиянием европейского сюрреализма, что и вылилось в создание очень оригинального танца в стиле модерн, но уже обогащенного восточными элементами.

Труппы танца модерн распространились и в других странах мира. Широко известны танцевальный ансамбль И. Крамера (Швеция), Нидерландский танцевальный театр, Печский балет (Венгрия), «Батшева» и «Инбал» (Израиль), танцевальная труппа Культурного центра искусств (Филиппины) и др. Модерн обрел второе дыхание в странах Латинской Америки: в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Колумбии. На Кубе сложилась своя, очень своеобразная школа модерна. В Лондоне, который одним из первых познакомился с танцем модерн, возник крупнейший центр по изучению стиля.

В 1972 г. модерн вернулся на свою родину, где был создан Французский танцевальный театр, обогащенный наработками американских и германских танцоров. В России, где со стилем были знакомы с 20-х гг., модерн также переживает возрождение. Школы танца модерн существуют во всех крупных городах России. Появилось направление — русский модерн, достижения которого высоко оценили и в Европе, и в США.

Особенностью модерна является то, что танцоры постоянно ищут новые движения, экспериментируют. Это живой и постоянно развивающийся стиль, который отличается изяществом, стремлением преодолеть каноны, выразить духовные потребности человека. И именно это трогает зрителя до глубины души.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.