Судьба средневековой художницы-феминистки Артемизии Джентилески

Судьба средневековой художницы-феминистки Артемизии Джентилески

Что связано с именем Атремизии Джентилески, художницы XVII столетия? Искусство, сексуальное насилие, феминизм. Особую известность это имя приобрело в 1870-ые годы, став символом феминистского движения.

Наравне с художниками-мужчинами

Не всегда факты биографии художника объясняют его творчество, но в случае с Артемизией оно с ним неразрывно связано. Артемизия смогла занять в искусстве позицию наравне с мужчинами, что уже дает ее имя уникальным, ведь это было время, когда история искусства писалась мужским полом. Ее роль смогли понять даже ее современники. Она стала первой женщиной, принятой во флорентийскую Академию рисунка. Что с ней произошло и как это отразилось на творчестве?

Начало биографии

Когда Артемизии было 12 лет, умерла ее мама. Ей пришлось взять на себя ведение домашнего хозяйства.

Начало ее биографии можно назвать классическим среди женщин-художниц. Она родилась в семье живописца Орацио Джентилески. Именно он стал первым учителем свей дочери. Уже в 17 лет она нарисовала вполне профессиональную картину «Сусанна и старцы». Но, хотя она подписана Артемизией, многие искусствоведы видят в ней руку отца художницы.


Судьба средневековой художницы-феминистки Артемизии Джентилески

Двое старейшин, наблюдая за Сусанной, женой Иоакима, возжелали ее. Они сказали ей, что, если она им не уступит, то они оговорят ее. Она не согласилась, но ее спасли от позора и поняли, что старейшины лгут. Обычно художники изображали Сусанну соблазнительной и застенчивой. Сусанна Артемизии совершенно другая. Она испуганная, уязвимая. Она отворачивается от старцев и видно, как ей неприятно и как она хочет, чтобы они ушли. Мужчины же шепчутся и ухмыляются. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что ей неприятно и нежелательно внимание мужчин.

Главным вдохновителем Артемизии был Караваджо. Его работы произвели на нее сильное впечатление. Она пересекалась с ним в 1600-1606 годах, когда он и ее отец тесно общались.

Личная трагедия

Орацио Джентилески в то время работал с художником Агостино Тасси, которому отправил учиться дочь, но случилось то, что повлияло на всю последующую жизнь девушки. Агостино Тасси изнасиловал ее.

Позор в то время можно было смыть единственным образом: заключить брак. Отец долго ждал, что Тасси поступит по чести, но в итоге по настоянию дочери обратился в суд. Сама девушка не могла этого сделать, поэтому истцом был отец, вынужденный на суде доказывать «повреждение собственности». Ничего более унизительного для женщины того времени невозможно найти.

Суд над Тасси

На суде выяснились новые детали. Тасси был женат. Более того, он заявил, что ни в чем не виноват, что Артемизия вела себя развратно и сама его соблазнила. За восемь месяцев суда девушке пришлось вынести настоящий кошмар: ее дважды публично осматривал гинеколог, допрашивали и пытали. Но, даже почти теряя сознание, она не сдавалась.

Суд же так и не поверил ей до конца и не проявил должную строгость к Тасси, хотя за это время выяснилось, что Артемизия была не единственной женщиной, изнасилованной им. Кроме нее была сестра его жены и еще несколько девушек. Тасси посадили на 8 месяцем и выпустили на волю, продолжил карьеру, которая даже не пострадала. Его «изгнали» из Рима, но за исполнением приговора не следили, и он в дальнейшем работал здесь вместе с Орацио над одним из проектов. Это судебное разбирательство не было последним в жизни Тасси. В дальнейшем он был обвинен в смерти жены.

Жизнь во Флоренции

Репутация девушки была уничтожена. Ее заставили выйти замуж за Стиаттези. С ним она в 1612 году отправилась во Флоренцию.

Артемизия стала первой женщиной, поступившей во Флорентийскую Академию искусств тогда, когда женщинам была открыта дорога только в жены и монахини.

Во Флоренции ее талант быстро оценили. Она оказалась под покровительством Козимо II Медичи. Среди друзей Артемизии был Галилео Галилей.

В числе ее клиентов были короли и принцы. Все они высоко ценили ее талант и слали ей дары и почетные письма, которые она хранила.


Судьба средневековой художницы-феминистки Артемизии Джентилески

Неаполь

Пробыв во Флоренции 10 лет, художница сначала отправилась в Рим, а потом – в Неаполь. Именно с ним связано ее дальнейшее творчество. Здесь она приступила к работе над алтарными композициями и все так же была оригинальна и свежа, переосмысливая традиционные сюжеты.

Женские образы в творчестве художницы

Артемизия в своем творчестве постоянно обращалась к женским образам. Они драматичны и напоминают ее саму. Артемизия рисовала героинь, страдающих девушек, идущих на самоубийство, дев, проливающих мужскую кровь за причиненный вред. Это женщины, прошедшие через насилие, например, Вирсавия, Сусанна. Женщины, победившие мужчин – Эсфирь, Юдифь.


Судьба средневековой художницы-феминистки Артемизии Джентилески

Образ Юдифи был важен художнице, ведь эта воительница рассчиталась с Олоферном и не потеряла честь. Если сравнивать «Юдифь» Артемизии с картинами других художников, бросается в глаза куда больше крови. Юдифь сильна и жестока. У нее сильные руки, с силой впивающиеся в волосы жертвы и властно держащие меч.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.