Страдать нельзя радоваться

Страдать нельзя радоваться

В зависимости от того, в каком месте вы поставите запятую, вас можно отнести к разряду генодистов и ангедонистов. По старой совковой привычке наши соотечественники не умеют радоваться и получать удовольствие от жизни, они так привыкли страдать, что даже не имея для этого причин, придумывают себе проблемы на ровном месте. «А потому, что нечего. Чего лыбишься. Смех без причины, признак дурачины!»

Для справки:
Ангедония – снижение или утрата способности получать удовольствие, сопровождающееся потерей активности в его достижении. При ангедонии утрачивается мотивация к деятельности, которая обычно приносит удовольствие, включая спорт, хобби, музыку, сексуальную активность и социальные взаимодействия.
Гедонизм – учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия).

Привычка страдать портит жизнь

Эта, казалось бы, сугубо индивидуальная и никого больше не касающаяся привычка портит жизнь не только своему владельцу, но всем окружающих его людям. Как это происходит на практике, давайте попробуем подсмотреть в замочную скважину.

Мы заходим в прихожую, где под ногами старенький потертый коврик. На вешалке давно вышедшие из моды одежки и обувь, на кухне у нас в повседневном использовании какая-нибудь старая и недорогая посуда, иногда со щербинкой, надколотая, не выбрасывать же. Не то что бы мы не имеем возможности приобрести другую одежду, посуду, спать на новом и красивом постельном белье, застилать стол красивой скатертью. Все это у нас есть, но оно в сундуках про запас. Лежит до лучших времен. Порой тоже безнадежно выходит из моды или его сжирает моль, так и не дождавшись счастливого часа, когда мы начнем использовать эти вещи.

Кто-то вероятно думает, что таким образом он проявляет свою бережливость, думает далеко вперед, подстилает соломки. На сама деле, это люди, исповедующие ангедонизм. Они не умеют радоваться жизни. Не умеют быть счастливым, потому что счастье кажется им чем-то аморальным или неуместным в ситуации экономического кризиса, войны или наводнения. Но тем не менее, несмотря на бушующие вокруг катаклизмы, жизнь ведь не останавливается. Она проходит вместе с радостными моментами жизни, которые человек избегал или оставлял на потом. Или потому что не хотел радоваться не вовремя. Нельзя, мол, быть счастливым, когда вокруг все страдают. При этом он никому не помог, а умножил на земле количество несчастных людей.

Наверняка, вы знакомы с людьми, которые вместо того срывать и есть свежие яблоки с дерева, едят червивую и полугнилую падалицу, а свежие хранят в погребе, пока те тоже не подгниют. Вот тогда и есть можно. Такие люди не любят сами и не разрешают другим лакомиться малиной с куста или абрикосами с дерева. Не ешь, надо варенье на зиму сварить. Клубнику тоже на варенье. Огурцы на закатку. Помидоры на сок.

А тому, кто просто хочет клубнички с грядки, косые осуждающие взгляды и запреты. Тот, кто радуется рядом, преступник просто, надо испортить ему праздник жизни, не разрешить жить радостно и беззаботно. Запретить, наказать, осудить! Так ангедонисты гробят жизнь не только себе, но и окружающим. Вместо того, чтобы разрешить внуку, сыну, или мужу радостно гонять мяч на лужайке, ходить на рыбалку, возиться с машиной, они заставляют его делать уроки, мыть посуду, смотреть сериал о несчастной любви. Почему не разрешить? Нечего! А в подтексте – нечего радоваться. Пусть страдает.

Чего бы это ни коснулось, находится какой-то негатив. Причем это касается не только людей пожилого возраста, которые много настрадались в жизни и так привыкли к этому, что им не вериться, что можно быть счастливым и получать удовольствие от жизни. Есть и молодые люди, которые запрещают себе радоваться, ссылаясь на какое-то мистическое нереальное «а вдруг», «а что, если». К примеру, познакомился девушка с парнем, но вместо того, чтобы радоваться встрече, она начинает искать в нем недостатки. Нет, не может быть все так хорошо, что-то тут не так. Тут явно какой-то подвох. Погода солнечная, НО ветреная. Девушка красивая, НО глупая. Парень добрый, НО плохо зарабатывает. Фильм прикольный, НО наш. В любом событии, человеке и явлении ангедонисты находят причину для отсутствия радости. И страдают. Они не могут получать удовольствия от жизни только потому, что жизнь по определению, это боль.

И очень радуются, когда она, действительно, подтверждает их мнение. А чего они ожидали? Думая, что все плохо, они это плохо программируют, проецируют на собственную жизнь, и небо как будто выполняет их запросы. Посылает им то, чего они ждут.

То, что хорошо для других, для ангедонистов – плохо. А есть ли что-то, что для них хорошо? Нет, к сожалению, для них хорошо, когда плохо, когда можно страдать. Увидев счастливого человека на улице или на фотографии в фейсбуке, такие люди, как правило испытывают плохо скрываемое раздражение. Сами они в глубине души тоже хотели бы научиться радоваться жизни, но у них это не получается, потому что не привыкли. Им стыдно быть счастливыми, они считают гедонистов эгоистами, то есть людьми, думающими только о себе.

Гедонисты – равнодушные эгоисты

В какой-то степени, это так. Ставя удовольствие во главу угла собственной жизни, гедонисты тоже в какой-то степени становятся рабами этого удовольствия, как ангедонисты – рабами страдания. Ради удовольствия гедонисты готовы жертвовать любовью и дружбой, моральными принципами, переступают через законы нравственности и человеческого общежития. Они тоже еще те перцы. Захотелось им малинки. Они осуждают ангедонистов, которые предпочитают запастись малиновым вареньем, как бы чего зимой не вышло. Но сами съедают малину, не задумываясь о том, что ею мог бы полакомиться кто-то еще.

Наш мир постепенно становится похож на сборище людей, ищущих все новые удовольствия, пресыщенный ими и не умеющий радоваться ракам, постоянно ища омаров. Потом и омары надоедают. Гедонисты непрерывно повышают планку, им всегда мало удовольствий, так как радости жизни быстро входят в число привычных и требуют все больших доз. Это как наркотики. Каждое новое удовольствие возможно при условии все больших вливаний. Потребности растут и требуют новых поисков наслаждения, затрат и жертв. В этой гонке за миражами удовольствий просто утопает современное общество. На ней построена реклама и маркетинг, эта гонка разрушает семьи и дружбу, превращает людей в чудовищ. «Когда же они наедятся?» – риторически вопрошает ангедонист. Да никогда! Потому что это, в принципе, невозможно.

«Так где же ставить запятую?»

Возмущенно спросите вы и будете правы. Людям свойственно задавать вопросы и находить на них ответы. Потому они и люди. Отвечу так, в этом предложении я не ставила бы вообще никаких знаков препинания, потому что оно в принципе неверное в любом варианте. Несогласованное. Потому что в жизни нашей есть и радости, и страдания. И одно без другого, увы, а может к счастью, не существует, как не бывает света без тени. Поэтому нам необходимо как-то помирить ангедонистов и гедонистов и выработать для себя какую-то позицию, когда, не затрагивая чужих интересов, не принося никому страданий, ты умеешь радоваться жизни в ее простых проявлениях.

Помирить гедонистов со всеми остальными предложили когда-то утилитаристы.

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) – направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание.

Вроде бы неплохо. Но как измерять степень полезности? И как быть с поступками, неполезными с точки зрения общества, но полезными, выгодными для самого человека, необходимыми для осознания себя счастливым, приносящие ему удовольствие. Получается, если они не полезны обществу, то аморальны и от них надо немедленно отказаться. Получается и от себя надо отказаться. Насилие над человеком. Как быть?

Мне кажется, что поступки, которые приносят человеку удовольствие, но вызывают страдания у других людей, не могут быть чистым удовольствием, к которому стремиться душа человека. Потому что они проистекают из его эгоизма. ЭГО руководит центром удовольствия, ЭГО морочит ему голову, затягивает в свои дьявольские сети, но человек до поры до времени этого не понимает. Он срывает цветы жизни! Впоследствии может жалеть о своем поступке и испытывать угрызения совести. Таким образом происходит коррекция поведения человека, если этот человек способен анализировать свои поступки, чувства и разобраться со своей совестью.

Совесть – это анти ЭГО

Где она находится? В мозгу? В сердце?

Мы можем легко уговорить свой мозг. Заткнуть уши и никого не слышать. Закрыть глаза и не видеть. Но сердце, оно же – совесть, всегда знает и чувствует меру людских страданий и людского удовольствия. Именно с ним, а не с выгодой и пользой, на мой взгляд, стоит советоваться в любой жизненной ситуации. Мы можем радоваться жизни, и быть счастливым, и страдать иногда, и плакать, и смеяться, и получать удовольствие, и понимать, что жизнь неповторима и каждую минуту дарит нам незабываемые впечатления нашего духовного взросления.

Жизнь – это не поиск удовольствий и не боль, а разговор с самим собой и своей душой, урок, который делает нашу душу лучше, чище и выше.

Именно в этом и заключается человеческое счастье – достойно и с удовольствием пройти этот урок и усвоить его.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.