В словарях русского языка слово «мамонт» имеет три значения: вымерший вид млекопитающих и два переносных: пенсионер, плохо разбирающийся в современных технологиях, и доверчивый человек, которого легко обмануть. Главный герой сериала «Мамонты» — Николай Николаевич, продавший квартиру и переехавший в Москву по просьбе дочери, подходит под все три определения. Из-за неопытности он становится жертвой мошенников и пытается их найти.
Если остаётся хотя бы один подобный «мамонт», то сохраняется вера в торжество справедливости, — утверждает Юрий Стоянов о своём персонаже.
Юрий Николаевич, Марьяна, в сериале вы исполнили роли отца и дочери. Как помните, прочитали первый раз сценарий?
Юрий Николаевич: Мне сразу понравился и герой, и сама роль. «Мамонты» затрагивают актуальную тему, которая касается каждого, не только определенной личности или небольшой группы общества. В нашей стране наверняка нет семьи, не столкнувшейся с мошенничеством. Я согласился на роль еще и потому, что это история про самых уязвимых людей — пенсионеров. Николаю Николаевичу за 60 лет, но он не принял новшества и заплатил за это, а также за свое доверие. Это история о незащищенности: стариков и детей нельзя обижать!
Марьяна:Получив сценарий во время съемок в Питере, нужно было записать самопробы и отправить их. Сюжет показался мне близким, родным. Незадолго до этого ушёл из жизни мой папа, и это будто символический привет от него — раньше у меня не было ролей, раскрывающих отношения отцов и детей. А тут ещё Николай Николаевич так классно прописан, ну копия моего отца! Шуточки, приговорочки, цитаты, уход от ответа — так узнаваемо, все из наших с ним взаимоотношений, и мне хотелось это сыграть. Ведь у всех так бывает с родителями: в какой-то момент не они, а ты становишься главой семьи, тащишь всё на себе — работу, дом, быт, проблемы. Порой хочется сдаться, но не можешь — есть те, кто от тебя зависит.
На Юрии Николаевиче: бушлат, Woolrich; футболка, WHO/A
В сериале найдется что-то для каждого?
Юрий Николаевич: Меня попросили описать проект одним предложением, я сказал, что он о всех нас. Во время показа первого эпизода на фестивале «Пилот» зрители шептались: «О, это мой папа», «Это наш дед». Каждый увидел в Николае Николаевиче родного и близкого человека, что важно.
Марьяна: Документальный сериал о жизни. В нём отражены многие семейные ситуации: отношения с бывшим мужем, на работе, с отцом и дочерью-подростком. Каждое поколение имеет своё представление о мире. И каждый говорит: «Эх, сейчас всё не то». Наблюдала, люди начинают жаловаться уже в двадцать лет. (Улыбается) Кому-то понравится дедушка Николай Николаевич, это редкий вид.
Поэтому сериал называется «Мамонты?»
Юрий Николаевич:Да. Мой герой обладает доисторическими человеческими качествами, которых нет сегодня, и которые исчезают. В его время это было обычным явлением, он не выделялся из толпы. Сейчас же его считают реликтом прошлого.
Возможно, Николай Николаевич не приспособлен к современной жизни именно потому, что родом из провинции, где люди более доверчивые.
Юрий Николаевич: Не будучи москвичом, я понятия не имею, что значит быть человеком из Москвы. Наша столица полностью сформирована из приезжих. В Москве живут такие, как дочь моего героя. Николай Николаевич с неохотой переехал в мегаполис — так решила его дочь, чтобы избежать постоянного стресса. Переезд больше для неё.
Расскажите о своих героях, какие они?
Юрий Николаевич:У Николая Николаевича есть черты, которых нет у меня, и сыграть их было интересно. Невероятная терпимость, уважение и внимание к чужому мнению, вообще к человеку. Я не злой по природе, но более взрывной — фитиль у меня значительно короче, чем у него. Он видит в человеке хорошее, не скажет сразу: «какой же подонок», пытается сначала понять его мотивацию. В школе помните, писали сочинения про «роль маленького человека в литературе»? Вот мой герой — как раз из таких. Про них русские классики говорили с большой долей сострадания. Здорово, что сценаристы не просто скопировали персонажа с какого-то отца или дедушки, а наделили его такой глубиной и многогранностью.
Марьяна:Не утратив сути, не уступив трендам молодёжной аудитории и используемым нынче приемам, сленгу и тому подобному, Николай Николаевич стремится вписаться в новое окружение, общаться с дочерью, внучкой, но контакт отсутствует. В этот самый момент происходит трогательное: все объединяются, чтобы ему помочь, посоветовать, разъяснить.
Юрий Николаевич:Героиня Марьяны, по моему мнению, — типичная дочка своего экранного отца. Такой нас воспитывали (имею в виду Николая Николаевича и себя): главное в жизни — работа. На работе говорим о работе, дома — о работе. В нашей молодости не существовало понятия личной жизни. Это не циничное поколение, просто было такое время. Помню, родители редко говорили мне «спокойной ночи» — приходили домой, когда я уже спал. Раньше важным и ценным критерием считалась преданность делу. И вот мой герой вырастил дочь, похожую на себя — тревожного трудоголика.
Николай Николаевич — это образец, сотканный из множества черт, или всё же есть реальный человек, послуживший его основой?
Юрий Николаевич:Я всегда ориентируюсь на себя, добавляю в кадр личный опыт и затем пытаюсь соединить это со сценарием. Это как проявка фотографии: сначала кадр, потом негатив и так далее. У Николая Николаевича есть недостатки. Иначе бы не раздражал дочь и внучку. На грубость подростка проще бросить что-то в стиле «вот же маленькая дрянь», но он никогда этого не делает, пытаясь найти корень проблемы в себе, понять пятнадцатилетнюю девочку, учиться у нее пользоваться гаджетами. Получается глубокое взаимодействие: она обучает его техническим вещам, а он учится человеческим. Очень жизненно.
Какие интересные особенности и качества вы придали своим персонажам?
Юрий Николаевич:Герой постоянно цитирует советские фильмы. Сценаристам за это спасибо! Первое: подарили ему такую интересную черту, сделали Николая Николаевича запоминающимся. Второе: дали мне тему для импровизации. Обычно я сам придумываю для героев характерные черты, а тут такой подарок. Яркая краска для моего персонажа.
Марьяна:Моя героиня Юля обладает полным контролем над всем происходящим, поэтому при создании образа мне нельзя было просто говорить текст – постоянно нужно было что-то делать руками. В кадре я режу, мою, чищу, пытаясь показать образ человека, который вечно куда-то спешит и бежит. Это знакомая ситуация: ты несешься с горы, не можешь остановиться и как снежный ком затягиваешь туда все вокруг. А потом неожиданно понимаешь, что потерял контакт с окружающими. Другого дня уже не будет, очень важно успеть сказать родным, что любишь их, вернуть доверие детей, связь с пожилыми родителями, наладить общение со всеми.
Как вам работалось вместе?
Юрий Николаевич:Это был первый совместный опыт. Знал, что Марьяна блестящая актриса, но мы никогда не встречались на площадке. Последнее, что видел с ней до начала съемок «Мамонтов», — сериал «Эпидемия». Потом, уже во время съемок, рассказывал ей про сериал «ЮЗЗЗ», который недавно посмотрел. Мне там безумно понравился один актер, а это оказался ее муж — артист театра «Сатирикон» Антон Кузнецов. Такое совпадение. Играть с Марьяной легко — она партнерша-мечта. Обычно перед первыми дублями надо что-то отрепетировать, подстроиться, но с ней нет никакого дискомфорта, как и с Лизой Ищенко, сыгравшей внучку — уникальная девочка. Очень люблю своих партнеров — чем они сильнее, тем лучше играешь и сам.
Марьяна: С Юрием Николаевичем у нас сложились замечательные отношения. Я заботилась о нем как о собственном сыне, а он проявлял ко мне ласку и внимание, словно отец. Он — настоящий профессионал своего дела и прекрасный человек, с ним было очень приятно работать. Думаю, увидев нашу теплоту на съёмочной площадке, папа мог бы даже немного позавидовать ему.
Юрий Николаевич:Кстати, отец Марьяны, Тимофей Спивак, мне знаком. В ГИТИСе мы встречались: я учился на первом курсе, а он на третьем.
Марьяна:Да, всегда был самым красивым. Сердцеед настоящий. (Улыбается) Все дамы вокруг — стюардессы, официантки, гардеробщицы — были под влиянием его обаяния. У вас, Юрий Николаевич, тоже есть эта черта — всех обольстить чем-то угостить. Можно сказать, мой партнер — тоже вымирающий вид мужчин, у которого осталось ещё то самое трепетное отношение к женщине и исключительная интеллигентность.
Чувство юмора у вас тоже развито замечательно. Разве не было смеха во время съемок?
Марьяна:Конечно, ещё подкалывали друг друга! В сериале много сцен с вождением автомобиля, где я за рулем, а Юрий Николаевич боится женщин за рулем, причем панически! При этом считаю себя хорошим водителем. Едем по дороге, все обвешаны камерами и приборами, за которыми ничего не видно. Нужно управлять автомобилем и вести диалог со своим экранным отцом. Юрий Николаевич переживал, не мог расслабиться! Вместо своих реплик говорил: «Сейчас левее», «А тут давай правее», а потом: «Поворачивай скорее, мы разобьемся!». Как только сняли сцену, пулей выскочил из машины, так ему было некомфортно.
Юрий Николаевич:Сейчас мне трудно вспомнить, смеялись ли мы во время съемок или уже после них, было это от Николая Николаевича или Юрия Николаевича. (Улыбается) Не помню не из-за забывчивости, а потому что играю, не обращая внимания на всё вокруг. Думаю, что самое смешное должно быть в кадре. В комедии чувство меры играет огромную роль. Когда мы с Ильей Олейниковым снимали «Городок», крайне редко смеялись. Просто констатировали с угрюмыми лицами: «Смешно». Следующая шутка: «Очень смешно» или «Безумно смешно».
А вас когда-нибудь обманывали мошенники?
Юрий Николаевич:Нет, а реклама всегда внушает мне доверие. (Улыбается) Практически все рекламные объявления, за исключением рекламы банков. Ни при каких обстоятельствах не согласился бы быть лицом кредитной организации. Есть такой ресурс – доверие зрителя. Его накопить возможно годами, его нельзя ощутить, но потерять можно в одно мгновение. Вот почему я никогда на это не пойду.
Марьяна:Родственникам постоянно звонят мошенники. Я всегда советую не отвечать на звонки с неизвестных номеров и всё проверять тщательно. Недавно чуть не попалась сама.
Режиссер, с которым общаюсь по работе, написал мне, мы обсуждали общие темы. Потом он плавно перешёл к тому, что ему нужно перевести деньги кому-то, просил сделать это за него. Я поверила, ответила «Да, конечно!». И вдруг очнулась. Попросила записать голосовое сообщение с подробной историей. Он исчез.
Я написала в соцсетях режиссеру, которого выдавал мошенник. Оказалось, несколько наших коллег попались и перевели деньги.
В будничном ритме чувствуете себя, как мамонты?
Юрий Николаевич:Я хорошо знаком с гаджетами. Много лет занимался режиссурой, поэтому разбираюсь в технологиях съёмки и монтажа. Дома у меня есть студия звукозаписи, полная приборов и микрофонов. Кроме того, я, пожалуй, первый из артистов, кто пересел на электромобиль два года назад. Я стараюсь идти в ногу со временем! «Мамонтом» являюсь только в том смысле, что даже в сообщениях в мессенджерах по-старинке расставляю все знаки препинания, в том числе запятую с тире или точку с запятой. Никогда не буду писать сокращенно «хор» или «пон».
Марьяна: Я настоящий «мамонт», особенно в технических вопросах. Например, сын и я хотим посмотреть мультик на онлайн-платформе, но я не могу разобраться, как всё включить. Мой девятилетний Гриша решает проблему за секунду — раз, и уже всё заработало, а я бы долго возилась. Современные дети вообще очень быстро развиваются. Не знаю, как можно запретить им телефоны или планшеты. Многие родители не дают, вспоминая своё детство. Дескать, мы сами находили себе развлечения. Да мы же болтики на дороге искали и по стройкам лазили не потому, что это весело, а потому, что больше ничего не было! А сейчас в мире, который достиг невероятного оснащения, столько всего! Присылают школьную домашку на компьютер, презентации задают делать, исследования. Дети уже давно впереди нас в этом смысле. По сравнению с ними, мы все «мамонты»!
Стиль: Ольга Романенкова
Сет-дизайнер: Кристина Некрасова
Макияж, прически: Александра Брунова
Продюсер: Ольга Закатова
Ассистент фотографа: Анна Коганович
Ассистент стилиста: Полина Князева
Ассистент продюсера: Елизавета Кондакова
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.