Если зайдет разговор о наиболее крупных мыслителях прошлого, то наверняка вы услышите имя Бенедикта Спинозы — нидерландского философа-рационалиста (1632-1677).
Спинозу прозвали «философом барокко», так как его мировоззрение объединяет в себе самые разнообразные элементы: метафизику, античный стоицизм, средневековый рационализм, гуманизм эпохи Возрождения и, наконец, естествознание…
Учеба и семейный бизнес
Барух де Спиноза происходил из семьи евреев-сефардов, чьи предки оказались в Амстердаме после изгнания из Португалии. Он родился от второго брака Михаэля де Спинозы с Ханной Деборой. Отец мальчика возглавлял компанию, торговавшую фруктами. Когда Баруху исполнилось шесть лет, его мать скончалась от туберкулеза.
В детстве Баруха отдали в начальную религиозную школу «Эц Хаим», где ему пришлось изучать иврит, Тору, Талмуд, а также ознакомиться с еврейским богословием и риторикой. Еще в школьные годы юноша прочитал труды Аристотеля, Авиценны, Аверроэса и аль-Фараби в переложении Маймонида, а также самого Маймонида и других еврейских философов, таких, как Авраам ибн Эзра, Герсонид, Авраам Коген Эррера и неоплатоник Иегуда Абарбанель. Помимо иврита, он выучил латынь, французский, итальянский, говорил на португальском, испанском и голландском.
После кончины отца Барух и его брат Габриэль стали управлять семейной фирмой. Но вскоре у Баруха начались неприятности. Поскольку он частенько высказывал «неортодоксальные» взгляды, общался с представителями неиудейских конфессий, в частности, коллегиантами и протестантами, в 1656 г. его обвинили в ереси и исключили из иудейской общины.
Барух сменил имя на Бенедикт и, продав брату свою долю в семейном бизнесе, переехал в Оверкерк (пригород Амстердама). Но через какое-то время вернулся в Амстердам и поступил в частный колледж ван ден Эндена, бывшего иезуита. Во время учебы молодой человек совершенствовался в латыни, учил греческий, философию и естествознание, а заодно обучался рисованию и шлифовке оптических стекол. Также он преподавал в колледже иврит.
Философ, шлифующий линзы
Постепенно вокруг Бенто (так уменьшительно называли Бенедикта Спинозу) сгруппировался целый кружок из его друзей и учеников. Между тем иудейскую общину Амстердама серьезно волновала его деятельность и его влияние на умы… В 1660 г. амстердамская синагога обратилась к муниципальным властям с официальной просьбой осудить молодого отступника, поскольку тот представлял собой «угрозу благочестию и морали». После этого Спиноза вынужден был навсегда покинуть родной город.
Он поселился в деревне Рейнсбург близ Лейдена, в то время представлявшей собой центр коллегиантов. Тут ему пригодилось ремесло шлифовщика линз, полученное в колледже – оно давало стабильный доход. Именно в Рейнсбурге Спинозой были написаны «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», большая часть «Основ философии Декарта» и первая книга «Этики».
Постепенно Спиноза обрел известность в научно-философских кругах Европы. К нему часто обращались за консультацией студенты из Лейденского университета, а в 1661 г. Спинозу навестил один из руководителей Лондонского королевского научного общества — Генри Ольденбург (1618-1677). Впоследствии они многие годы переписывались…
В июне 1663 г. Спиноза переехал в город Ворбюрг неподалеку от Гааги. Там произошли его знакомства с известным в то время физиком и математиком Христианом Гюйгенсом (1629-1695), а также филологом Гергардом Фоссом (1577-1649), чьи труды, по-видимому, повлияли на него.
Карьера и кончина
В 1664 г. в Гааге были опубликованы «Основы философии Декарта» — единственное прижизненное сочинение Спинозы, изданное им под собственным именем, а также его «Метафизические размышления». В 1670 г. был анонимно издан «Теолого-политический трактат», после выхода которого об авторе укоренилось прочное мнение как об атеисте. Философ не подвергся серьезным преследованиям лишь благодаря покровительству стоявших тогда во главе государства братьев де Витт (один из них, Ян де Витт (1625-1672), придерживался картезианских взглядов).
В мае 1670 г. Спиноза переехал в Гаагу. В 1673 г. он ответил отказом на предложение тогдашнего пфальцского курфюрста занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, мотивируя это опасением утратить свободу в высказывании своих взглядов. В 1675 г. он завершил «Этику» — работу, в которой систематизировал свои философские взгляды, но долго не решался публиковать ее, так как к тому времени братья де Витт были убиты в результате государственного переворота и в стране произошла смена власти. Правда, копии книги в рукописном виде имели хождение среди ближайших друзей Спинозы.
21 февраля 1677 г. знаменитый мыслитель скончался от туберкулеза, которым страдал уже давно. Наследственную склонность к болезни усугубило то, что он нередко вдыхал пыль, занимаясь шлифовкой линз. Кроме того, философ курил табак, который тогда считался лечебным средством. Разумеется, это не помогло, наоборот, приблизило развязку…
Бог Спинозы
Согласно завещанию Спинозы, все его произведения, оставшиеся неопубликованными, в том же году были изданы в Амстердаме, но имя автора на обложке не значилось. В 1678 г. все произведения Спинозы были запрещены.
Философское творчество Бенедикта Спинозы оказало колоссальное влияние не только на его современников, но и на последующие поколения. Так, И.В.Гете назвал Спинозу одной из личностей, оказавших наиболее сильное воздействие на его мировоззрение. Воззрения Спинозы были близки и Альберту Эйнштейну. В своей телеграмме, адресованной раввину нью-йоркской синагоги Герберту Гольдштейну, знаменитый физик заявляет: «Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ».
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.