Всем нам в детстве читали сказки, потом научившись читать мы, читали их сами. Первые сказки, по всей вероятности, были созданы в те времена, когда не существовало никакой письменности. Особенно яркие из них передавались из уст в уста, пока не стали сказками народов мира.
Сказка это не просто выдуманная история, не зря говорят – «Сказка ложь, да в ней намёк. Доброму молодцу урок». Красной девице, конечно, тоже.
Сказки учат ребёнка любви, состраданию, помогают ему отличить плохое от хорошего, и ещё в сказках, практически всегда торжествует справедливость. Получается, что они учат жизни и в какой-то мере формируют характер ребёнка.
Через сказки маленький человек познаёт культуру собственного народа и узнаёт о традиции и быте народов мира.
Он усваивает, что, несмотря на то, что мы все разные, у нас общие представления о добре и зле и духовные ценности похожи.
Сказки можно назвать незаметной, но эффективной прививкой от чёрствости, жадности, агрессии. Если, конечно, читать народные сказки и сказки мировых классиков.
Сказки советских писателей так же в основной своей массе «сеяли разумное, доброе».
Помню, в три года я сильно переживала, узнав из сказки Чуковского, что крокодил проглотил солнце, и как же я радовалась, когда оно было освобождено и заглянуло в окно нашей квартиры.
Не одно поколение детей радуется и учится на таких сказках, как «Три толстяка», «Буратино», «Хоттабыч», «Королевство чужих зеркал»… «Нашими» стали и экранизированные сказки зарубежных авторов «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева» и другие…
Взрослея, нередко, мы какое-то время всё ещё продолжаем верить в сказки и грустим, что они не воплощаются в жизнь.
И не замечаем, что многие сказки наших предков сбылись. Взять тот же «ковёр-самолёт», летаем же, а «Сапоги-скороходы» заменили автомобили, не говоря уже об интернете, скайпе и прочем, куда до них яблочку, катящемуся по блюдечку и показывающему мир.
Правда, не знаю, стало ли нам от сбывшихся сказок лучше, особенно это касается интернета. Несомненно, он полезен в учёбе, работе, просвещении, но во всём остальном…
Но вернёмся к сказкам…
Психологи говорят, что ещё в те времена, когда не существовало такой науки, как психология, сказки уже были элементом этой непознанной нашими предками науки. Они оказывали терапевтическое, успокаивающее действие не только на детей, но и на взрослых.
Они вселяли веру в свои силы, в то, что беда, печаль пройдут и наступят светлые времена. И даже подсказывали нередко выход из положения.
А в наше время, как это не удивительно звучит, существуют Институты Сказкотерапии, уважаемые люди, доктора психологии пишут специальные методики по лечению сказками.
Известно, что сказкотерапия применяется во многих психологических центрах Петербурга и некоторых других российских городах.
Учёные говорят, что начинать рассказывать сказки ребёнку нужно уже тогда, когда он находится в животике у мамы.
Сказки эти обязательно должны быть красивыми и добрыми
Когда малыш родится, специалисты на первых порах советуют рассказывать ему сказки о животных и показывать игрушки их изображающие. Такие сказки не только закладывают фундамент надёжной нервной системы, но и помогают познавать мир.
Когда малыш немного подрастёт, ему следует рассказывать сказки, которые способны вызвать у ребёнка эмоциональный резонанс и обязательно, потом обсуждать с ним услышанное, прочитанное, выслушивать его мнение и если нужно, ненавязчиво его корректировать.
Таким образом, маленький человек становится обладателем банка данных всевозможных жизненных ситуаций, у ребёнка формируется способность к адаптации в будущем.
Длительные наблюдения ряда учёных доказали, что чем дольше ребенок верит в волшебство и в Деда Мороза, тем более жизнерадостным он вырастает человеком, сохраняя уже будучи взрослым, оптимистичный настрой.
В детстве такие малыши реже болеют, чувствуют себя уверенными и смелыми, отожествляя себя с любимыми героями победителями.
У них нет сомнения в том, что если Иван-Царевич победил и Змея и Кощея, то уж они точно справятся со своими недругами и препятствия на жизненном пути.
Поэтому счастливцем можно считать ребёнка, у которого в детстве были мудрые бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки и понимающие родители, старающиеся преподнести ребёнку вечные ценности поначалу в виде сказок.
Ведь практически все сказки подсказывают, как дружить и любить, преодолевать трудности в сложном взрослом мире.
Хорошо, когда «сказочными учителями и лекарями» являются родные и близкие малыша. Но если же у ребёнка уже возникли какие-то проблемы, и он с трудом справляется с жизненными ситуациями, то есть смысл обратиться к психологу занимающемуся сказкотерапией.
Специалисты говорят, что при помощи сказки, психолог, работая с сознанием и подсознанием ребёнка, корректирует его поведение, помогает ему избавиться от неуверенности в себе, застенчивости, агрессии, привычки лгать, с чувством вины и стыда.
Сказкотерапией в наши дни лечат так же психопатические заболевания разной сложности.
Корректируя поведение ребёнка, и обучая его новым жизненным навыкам, специалист предлагает ребёнку отожествление с успешным добрым сказочным героем, копируя поведение которого ребёнок учится находить выход из разных ситуаций.
Психологи используют сюжеты уже имеющихся сказок или придумывают свои.
Нередко родители, вместо того, чтобы читать ребёнку сказку, а потом читать её вместе с ним, включают ему мультики.
Специалисты говорят, что мультфильмы скорее развлекают, чем учат и воспитывают, так как дети гораздо хуже сосредотачиваются над увиденном, чем над прочитанным.
Первое они быстро забывают, не извлекая из него уроков, особенно, если рядом нет близкого человека, который прокомментирует просмотренное и акцентирует внимание на необходимом. Без мультиков в современном мире не обойтись, просто взрослым стоит смотреть их вместе с детьми и ненавязчиво объяснять ситуацию и характеры героев.
Некоторые мультфильмы, например «Крошка Енот», «Дядюшка Ау», «Каспер – доброе привидение» могут помочь преодолеть ребёнку страх перед неизвестным, неопознанным. Можно предложить ребёнку придумать свою собственную сказку с добрым приведением, нарисовать его. Или придумать заклинание отпугивание от всех недобрых героев. Но высмеивать ребёнка и просто твердить, что привидений, кощеев и прочих не существует бесполезно. Малыш не поверит, просто замкнётся в себе, и его внутренние страхи продолжат расти.
Специалисты говорят, что совместный просмотр в доброжелательной обстановке укрепляет семейные узы, способствует доверительности, привязанности и желанию детей не бежать из дома, а провести время в семейном кругу. Все психологи в один голос заявляют – сказки полезно читать и обсуждать с ребёнком, но читать нужно только сказки, которые нравятся детям. Не стоит навязывать им ту, что вызывает антипатию. Хотя можно спросить, — а почему тебе эта сказка не нравится? И постараться осмыслить ответ ребёнка.
Психологи говорят, что родители могут узнать много нового о своём ребёнке, если предложат ему выбрать себе роль сказочного героя и примерить её на себя.
Разным детям подходят разные сказки.
По словам специалистов гиперактивных деток успокоят такие сказки, как «Теремок» и «Колобок».
Для ребёнка с рядом эмоциональных проблем подойдут «Буратино», «Карлсон».
Для скованных и неуверенных в себе детей — «Пепи Длинныйчулок».
Можно придумывать вместе с детьми собственные сказки. Ведущую роль в придумывании, конечно, нужно отдать ребёнку.
А самое интересное, что сказкотерапия исцеляет не только детей, но и взрослых.
Например, женщинам сказкотерапевты помогают выходить из роли жертв, спасительниц, а мужчинам из роли неудачника, всем сказки помогают избавиться от инфантильности.
У сказкотерапии нет возрастных ограничений, так что успешно излечиться при помощи сказки и сказкотерапевта можно в любом возрасте.
Хотя, конечно, лучше всего получить прививку сказкой в детстве.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.