Мы привыкли оценивать великих писателей, ученых, композиторов с точки зрения их творчества. Но ведь они являлись такими же людьми, как и мы с вами, со своими слабостями и пороками, и даже склонными к юмору…
Дьявольская музыка Никколо Паганини
Говорят, знаменитый скрипач Никколо Паганини умел извлекать из скрипки звуки, похожие на голоса птиц, смех женщины, плач младенца, настраивать на нестерпимую боль или рождать искрящуюся радость… От переизбытка эмоций слушательницы теряли сознание. Кое-кто после выступлений утверждал, что слышал поющих ангелов, некоторых посещали видения. Известны даже случаи самоубийств после концертов Паганини. Многие всерьез считали маэстро чародеем, продавшим душу дьяволу. «Знатоки» сообщали, что под сюртуком музыканта скрыты черные крылья, а в башмаках спрятаны раздвоенные копыта.
«Я играю свои вариации “Пляска ведьм”, — рассказывал Паганини с горькой иронией, — и они произвели подобающий эффект. Один господин уверял присутствующих в концерте, что он удивлен моей игрой, так как в то время, когда я играл эти вариации, он вполне ясно и отчетливо видел черта, стоящего около меня, который и управлял моей игрой и смычком. Его поразительное сходство со мной и чертами моего лица говорит за то, что я двойник самого черта. Одет он был во все красное, голова украшена рогами, имел, как подобает всякому черту, хвост. После такого подробного описания, конечно, нельзя было сомневаться в справедливости его слов…»
Страстью Паганини были карты и женщины. От азартных игр его спасал жесткий график концертов. А вот от увлечения слабым полом он не избавился до конца жизни. Дамы отвечали ему взаимностью. И даже после того как внешность Паганини под влиянием изнуряющего образа жизни и врожденной болезни стала пугающе-отталкивающей, он не перестал пользоваться успехом у представительниц прекрасного пола. Худой, даже костлявый, кособокий, с бледным лицом в обрамлении черных кудрей, с длинными и очень гибкими пальцами, он действительно казался сродни самому дьяволу. Поговаривали даже, будто в его инструменте заключены души убитых им жен и любовниц, а струны выполнены из их кишок и жил… Потому и звучит скрипка так пронзительно.
«Шоуизмы»
Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу писал о себе: «Знаменитый Джи-Би-Эс (так его по инициалам называли друзья и коллеги – Авт.) не более реален, чем страус из пантомимы… существо уникальное, фантастическое, нетипичное, неподражаемо, несносное, в больших дозах непереносимое, абсолютно ни на что не похожее, безнадежно неестественное…»
Шоу любил пошутить, позднее его шутки даже получат оригинальное название – «шоуизмы». Однажды к нему обратился некий молодой человек: «Так это вы знаменитый юморист? А правда ли, что ваш отец был портным?» — «Да, это так». «А почему вы не стали портным?» «Трудно сказать, — ответил Шоу. — Предназначение, а может просто каприз. Вот, например, ваш отец, кажется, был джентльменом?». «Конечно!» – кивнул молодой человек». «Почему же вы им не стали?»
Шоу был высок и худ, а его современник — мыслитель, писатель и журналист Гилберт Кит Честертон — непомерно тучен. Однажды они случайно встретились у общих знакомых и разговорились. «Ваш вид таков, — заметил Честертон, — что можно подумать, будто в Англии голод». — «А посмотришь на вас, мистер Честертон, — и поймешь, кто тому причиной…»
У Шоу не было недостатка в поклонницах таланта. Как-то на званом обеде одна знатная дама обратилась к драматургу с довольно странным предложением: «Все говорят, что вы необыкновенно умны, а я – признанная красавица. Может быть, нам стоит завести детей? Они будут красивы, как я, и умны, как вы. Что скажете?» «А вдруг получится наоборот?» – улыбнулся Шоу.
Улыбка Эйнштейна
Трудно себе представить более серьезного ученого, чем Альберт Эйнштейн. Даже его сторонники и оппоненты не понимают его гениальную теорию относительности до конца. Когда одна журналистка попросила великого физика понятней объяснить разницу между временем и вечностью, тот ответил: «Дитя мое, если бы у меня было время объяснить эту разницу, то прошла бы вечность, прежде чем вы бы это поняли». Другой журналист поинтересовался, как можно кратко сформулировать суть теории относительности. И получил ответ: «Если вы держите на коленях очаровательную девушку целый час, вам кажется, что прошла всего минута. Если же вы минуту просидите на горячей сковородке, это покажется вам часом».
В 1951 году в США в Принстоне Эйнштейн в отмечал свое 72-летие. Бесцеремонная корреспондентка попросила маэстро по такому торжественному случаю изобразить улыбку. Вообще-то ученый благосклонно относился к прессе, особенно, если его интервьюировали миловидные журналистки. Несмотря на бестактную просьбу, великий Альберт не обиделся и не смутился. Он неожиданно по-мальчишески показал язык… Щелкнул фотозатвор. Знаменитая фотография обошла мир и стала известна, пожалуй, не меньше, чем улыбка леонардовской Моны Лизы.
Правда, современники вносят коррективы. Мол, под конец вечеринки Эйнштейн согласился на снимок. Но случилась заминка – у камеры заел затвор. Именинник обрадовался такому обороту и ради шутки показал фотографу язык. Моментально раздался щелчок, и камера испортилась окончательно. Публиковать оригинальное фото родня ученого не разрешила. Пленку выкупили и надежно спрятали. Альберту она попалась на глаза и настроила его на веселый лад. Он напечатал снимок в пяти экземплярах, отрезал лица рядом стоящих гостей и разослал свой оригинальный портрет коллегам – крупнейшим ученым того времени.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.