Савва Мамонтов: «Московский Медичи»

Савва Мамонтов: «Московский Медичи»

Савва Иванович Мамонтов был одним из тех выдающихся русских промышленников, которые пеклись в первую очередь о благе страны. Недаром современники дали ему прозвища «Савва Великолепный» и «Московский Медичи», по аналогии с флорентийским герцогом Лоренцо Медичи Великолепным, также отличавшимся острым государственным умом и любовью к искусству.

Дела семейные

Родился будущий промышленник и меценат 14 октября 1841 г. в сибирском городе Ялуторовске, в семье преуспевающего винного откупщика Ивана Федоровича Мамонтова. Позднее старший Мамонтов, перебравшись в Москву, основал Закаспийское торговое товарищество, а также стал акционером в строительстве Московско-Курской и Московско-Ярославской железных дорог.

После окончания университета и работы в конторе Закаспийского торгового товарищества Мамонтов-младший возвратился в Москву и в конце 1863 г. занял должность заведующего центральным филиалом отцовской компании. Но вскоре отправился в Италию, чтобы договориться о поставках шелка.

В Италии Савва встретил свою будущую жену — дочь покойного московского торговца шелком Елизавету Сапожникову. Свадьба состоялась весной 1865 г. Жить молодые стали в московском особняке на Садовой-Спасской, который подарил молодым старший Мамонтов. За годы супружеской жизни на свет появилось пятеро детей.


Савва Мамонтов: «Московский Медичи»

Ценитель искусств

В 1870 г. Савва приобрел подмосковное имение Абрамцево. Сюда в гости приезжали многие известные художники: Илья Репин, братья Васнецовы, Василий Поленов, Василий Суриков, Михаил Врубель, Валентин Серов… Кстати, знаменитая «Девочка с персиками» была написана Серовым с дочери Мамонтовых Веры. Именно Мамонтов подал только начинавшему писать пейзажи Поленову идею легендарного «Московского дворика».


Савва Мамонтов: «Московский Медичи»

Между тем Мамонтов избрал для себя стезю меценатства: выпускал альбомы с рисунками друзей-художников, финансировал художественный журнал «Мир искусства», внес внушительную сумму на строительство Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина), за что по праву может считаться одним из его основателей.

Основатель театров

Савва Мамонтов: «Московский Медичи»

Постепенно Савва загорелся идеей организовать собственный театр. Причем такой, в котором сочетались бы опера, драматическое театральное искусство и живопись. В январе 1885 г. в Москве был открыт Театр Кроткова. Хотя назвали его по фамилии директора труппы, куда чаще о нем говорили как о «Мамонтовской опере», ведь фактическим художественным руководителем был Мамонтов. Первой постановкой стала «Русалка» Александра Даргомыжского.

Увы, поначалу спектакли «Мамонтовской оперы» не имели успеха. В труппу набрали молодых и неопытных актеров: самым старшим из них было по 25 лет. Правда, декорации, выполненные Виктором Васнецовым, оказались великолепны, а дирижировал Сергей Рахманинов. Тогда Мамонтов пригласил в театр известных в то время европейских артистов: Либию Дрог, Марию Дюран, Марию ван Зандт, братьев Антонио и Франческо д’Андраде. Однако это не спасло ситуацию: все-таки «Мамонтовская опера» была больше любительской, чем профессиональной, и в 1888 г. она прекратила свое существование.

Правда, в 1896 г. неугомонный Савва Мамонтов вновь вернулся к идее собственного театра. Его новый проект назывался «Частная опера Винтер» — снова по имени директора, на этот раз Клавдии Винтер, которая приходилась сестрой актрисе труппы Татьяне Любатович.

Однажды труппа выехала на гастроли в Нижний Новгород. Именно там состоялся дебют солиста Мариинки Федора Шаляпина в роли Ивана Сусанина. Певцу исполнилось всего 23 года и он был тогда никому не известен. Оценив потенциал молодого исполнителя, Мамонтов переманил его в Москву, в свой театр, где тот стал исполнять главные партии — Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского, Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Мельника в «Русалке» Даргомыжского, Мефистофеля в «Фаусте» Гуно… Эти роли принесли певцу успех у российского, а затем и у мирового зрителя.

Печальный конец

В 1869 г. скончался отец Саввы, и тот унаследовал часть семейного дела и капитала. Однажды тогдашний министр финансов Сергей Витте предложил ему приобрести акции Невского механического завода, который мог бы производить оборудование для железнодорожного строительства. Мамонтов взял заем из кассы Ярославской железной дороги. Он надеялся, что удастся вернуть долг за счет прибыли от еще одного проекта — строительства Петербургско-Вятской железной дороги.

Но во время голосования по этой концессии министр юстиции Николай Муравьев обвинил Витте в том, что он использует казенные ресурсы в своих корыстных интересах. В итоге концессию Мамонтов не получил, и к нему нагрянули ревизоры.

11 сентября 1899 г. Савву Мамонтова арестовали, предъявив ему обвинения в хищении 10 миллионов государственных рублей. После обыска на Садовой-Спасской предпринимателя показательно провели под конвоем по городским улицам до Таганской тюрьмы. Дом Мамонтовых со всем имуществом опечатали.

Вся Москва встала на защиту арестованного Мамонтова. За него вступились даже сотрудники Ярославской дороги, которых он якобы «ограбил». На суде знаменитый адвокат Федор Плевако произнес пылкую речь, из которой следовало, что никакого незаконно присвоенного богатства у Саввы Мамонтова не было и быть не могло.

В июле 1900 г. на заседании суда присяжных Мамонтов был признан невиновным. Однако он лишился практически всего своего состояния.

Последние годы жизни Саввы Мамонтова прошли безрадостно: он потерял одного за другим сына, дочь, жену, внука… Пережив Октябрьскую революцию, Савва Иванович скончался 6 апреля 1918 г. от пневмонии и был похоронен в милом его сердцу Абрамцеве.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.