Западный аналог Деда Мороза – Санта-Клаус. Но если наш российский Дедушка Мороз – это скорее дух или божество, то у его европейского собрата есть вполне реальный прототип, хоть и обросший легендами и преданиями. Речь идет о святителе Николае Мирликийском, которого также называют Николаем Чудотворцем, а в просторечии – Николой Угодником.
Благочестивое житие
Рассказывают, что родился святой Николай во второй половине III в. н.э. в городе Патары, расположенном в области Ликии в Малой Азии. Мальчик получил хорошее образование. Однако светская жизнь не прельщала его – он уклонялся от суеты и праздных разговоров, избегал женщин и целые дни проводил в храме Божьем, молясь и читая святые книги.
Видя, что юноша ведет добродетельную жизнь и уклоняется от мира, дядя его, епископ Патарский, посоветовал родителям отпустить дитя служить Богу. Те, вспомнив о данном когда-то обете, послушались совета и отдали сына под покровительство Господа и епископа Николая, который вскоре возвел племянника в пресвитерский сан. Когда же епископ отправился в Палестину, то вручил бразды правления церковью в Патаре Николаю. К тому времени его родители умерли, и все доставшееся ему наследство Николай раздал нуждающимся, а сам продолжал вести благочестивую жизнь в обители, творя много добра и, по своей скромности, тайно помогая неимущим. Например, он приходил под окно к бедным семьям и тайком оставлял им деньги и подарки для детей… Слухи об этом, однако, вскоре распространились, и именно они способствовали впоследствии репутации Николая Мирликийского как «рождественского святого»…
Архиепископ-мученик
Как-то, стоя на молитве, епископ снова услышал глас свыше: «Николай, если ты желаешь удостоиться от Меня венца, иди и подвизайся на благо миру».
Николай не осмелился ослушаться Господа, но решил удалиться в другой город, где бы никто его не знал. Так он прибыл в город Миры, являвшийся ликийской митрополией, где его избрали архиепископом.
Однако Николаю Чудотворцу предстояло еще принять венец мученичества. Император Диоклетиан подверг церковь Христову гонениям. Он приказал разрушить храмы, сжечь божественные книги и заключить священнослужителей в темницы, где их предавали пыткам.
При преемнике Диоклетиана Галерии гонения на христианство прекратились, и святой Николай вновь занял престол архиерея Мирликийского. Он дожил до глубокой старости и скончался 6 декабря 342 г. Тело его было погребено в соборной церкви города Миры. Мощи не истлели и стали источать благовонное миро, от которого исцелялись больные. Со всех сторон стали сюда стекаться паломники.
Немало рассказов о чудесах, сотворенных Николаем Угодником, ходит и в наши дни. Святой является людям как во сне, так и наяву в облике седобородого старца и помогает в их бедах и проблемах.
«Отец Рождества»
Выглядит сказочный Санта Клаус так же, как и наш Дед Мороз: старец с седой бородой в красном одеянии, за плечами – мешок, в руках — посох… В западных странах начала существовала традиция делать друг другу подарки в день Святого Николаса, 6 декабря. А позднее стали от имени Санта Клауса дарить подарки и на Рождество.
В некоторых странах святому дают другие имена. Так, в Англии его называют Фазер Кристмас («Отец Рождества»). Встречаются разные вариации имиджа Санта Клауса. Так, в Германии его сопровождает «ассистент» — Рыцарь Рупрехт, которого иногда называют также Крампусом. По поверью, хорошим детям Санта раздает подарки, а плохие получают от строгого помощника удары палкой.
Кто придумал Снегурочку?
Если Дед Мороз появился на свет много веков назад (у славян прообразом его служил Карачун – бог зимней стужи, который выглядел как низкорослый старичок с длинной седой бородой), то его озорная спутница родилась в России, и относительно недавно. На Западе она так и не прижилась: католический Санта-Клаус повсюду появляется на оленьей упряжке, но без внучки!
Как и положено ей по рангу, Снегурочка значительно моложе своего прославленного родича: впервые о ней услышали в 1873 г. как о героине одноименной пьесы А.Н. Островского. За основу драматург взял русскую народную сказку о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от солнечных лучей. Сюжет пьесы существенно отличался от оригинала: Островский сделал свою героиню дочкой Мороза, которая живет в лесу. История о Снегурочке быстро завоевала популярность, и вскоре, по желанию известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, пьесу поставил Абрамцевский кружок в Москве. Эскизы костюмов для премьеры, состоявшейся 6 января 1882 г., делал знаменитый художник В.М. Васнецов. А три года спустя композитор Н.А. Римский-Корсаков поставил оперу «Снегурочка». В ней были использованы эскизы все того же Васнецова, нарисовавшего деву в светлом сарафане и с обручем на голове.
Образ снежной девы волновал многих живописцев. Так, М.А. Врубель в 1898 г. сделал Снегурочку одним из персонажей декоративного панно, заказанного А.В. Морозовым. Художник нарядил ее в белое одеяние, сотканное из снега и пуха, подбитое горностаевым мехом. В 1912 г. портрет Снегурочки создал Н.К. Рерих, отвечавший в то время за художественную часть постановки драматического спектакля «Снегурочка». Его Снегурка была одета в белую меховую шубку…
Нам неведомо, кто первым предложил дать Снегурочку в помощницы Деду Морозу. Но красавица-внучка со свежим румяным лицом как нельзя лучше вписалась в «елочную» традицию, помогая своему одряхлевшему дедушке водить хороводы и раздавать детям подарки. Как ни хрупка с виду эта красна девица – того и гляди растает! — а пережила и революцию, и войны, и перестройку… Да так и не постарела, по-прежнему радует глаз сказочной красой. Жаль, что любоваться ею мы можем только в период новогодних праздников. А как настанет им конец, уйдет Снегурка вслед за дедом-бородачом в заснеженный лес. До следующего Нового года!
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.