Самарский терем теремок

Самарский терем теремок

В день театра 27 марта говорить, конечно, хочется о театре.

Волшебное слово театр у самарцев в первую очередь ассоциируется с Самарским Драматическим театром имени А.М. Горького.

Многие называют его визитной карточкой города. А можно назвать его просто чудом, шагнувшим на живописный берег Волги из сказки. Увидев раз, забыть его невозможно никогда.

Жители города называют его терем-теремок, потому как здание, действительно, представляет собой красивый каменный терем с башенками. Спроектирован теремок известным архитектором М. Чичаговым и построен в 1888 году.


Самарский терем теремок

Но история Самарского театра начинается ещё раньше.

В 1851 году Самаре был присвоен статус губернского города, и именно тогда в Самаре появилась первая профессиональная труппа – антреприза Е. Стрелкова.

Выступала она в особняке купца Лебедева, специально для этого приспособленного. Но в 1854 году дом Лебедева сгорел. В 1855 году у театра появилось деревянное здание.

Расцвет самарского театра в XIX веке связывают с антрепризами П. М. Медведева – 1860-80-е годы, А. А. Рассказова в 1870-е годы, И. К. Немова, И. П. Новикова – 1870-е, 1880-е годы.

В 1870 году в Самарском драматическом театре начинала свою карьеру великая русская актриса Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова. В Самару она переехала в канун своего двадцатилетия и поступила играть в труппу антрепренера Рассказова.

В 1888 году было построено новое каменное здание театра в псевдорусском стиле и получило в народе поначалу название «пряничного домика».

Именно в Самарском Драматическом театре в 1901 году впервые в России была поставлена на сцене пьеса А.М. Горького «Фома Гордеев», которая стала началом театральной жизни писателя.

В 1930 году в Самаре была создана постоянная труппа драматического театра, которая и стала играть на сцене театра выстроенного в 1888 году. В начале 1930-х годов возглавлял труппу Н. К. Симонов.

И играли такие актёры, как В. В. Меркурьев, А. Ф. Кистов, Ю. В. Толубеев, В. П. Шарлахов, В. С. Нельский и другие.

В 1936 году в постановлении «об увековечении памяти Максима Горького» Куйбышевскому (Самара) краевому драматическому театру присвоено имя писателя.

В годы Великой Отечественной войны в драматическом театре представляли своё творчество такие деятели культуры, как Алексей Толстой, Дмитрий Шостакович, Илья Эренбург, Иван Козловский.

В 1961 году после окончание театрального училища в Куйбышев (Самара) по распределению приехал Вениамин Борисович Смехов.

Жаль, что один из мушкетёров прослужил на сцене Куйбышевского драматического театра всего один год.

Самарский театр драмы невозможно представить без гениального режиссера XX века, народного артиста и педагога Петра Львовича Монастырского, который возглавлял театр с 1959 по 1995 год. В 80 лет, П. Л. Монастырский ушёл в отставку. Именно под его руководством театру в 1977 году было присвоено звание Академического.

Всего Пётр Львович Монастырский поставил более 200 спектаклей, и примерно 120 из них в Самарском академическом театре.

В августе 2007 года в возрасте 92 лет Монастырский ненадолго стал главным режиссёром тольяттинского драматического театра «Колесо» и поставил там 2 спектакля.

Говоря о Самарском драматическом театре невозможно не сказать об одном из его главных достояний – Вере Ершовой.

Родилась она в Саратове, но в 1943 году перебралась в Куйбышев, где и прослужила всю свою жизнь в Самарском драматическом театре. Здесь же она вышла замуж за актёра Н. Н. Кузьмина.

В 1996 году актриса Вера Ершова стала лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».

6 апреля 2006 года Веры Ершовой не стало, похоронена она в Самаре, рядом с могилой своего мужа на Городском кладбище.

Именем Веры Ершовой названа камерная сцена театра, а на здании театра находится мемориальная доска народной артистке СССР В.А. Ершовой и рядом с ней доска с портретом Н. К. Симонова.

На сцене Самарского драматического театра работал так же не менее гениальный артист Николай Александрович Михеев (1923—1993).

Родился он в Самарканде, в Куйбышев приехал в 1970 году и стал актёром Куйбышевского (Самарского) драматического театра имени М. Горького.

В 1976 году Михееву была вручена Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского за исполнение роли в спектакле «Золотая карета» Л. М. Леонова. В 1985 году Николаю Александровичу было присвоено звание народного артиста СССР.

Кроме игры в театре Михеев играл в кино. Его дебютом была роль в куйбышевском сериале «Тревожные ночи в Самаре».

Но на всю страну Николая Александровича Михеева прославила роль Демьяна Инютина-старшего (хромого) в телесериале «Вечный зов».
29 сентября 1993 года Николай Александрович скончался от сердечного приступа, похоронен на Городском кладбище Самары.

Вместе с Михеевым в фильме «Вечный зов» играл ещё один актёр самарского драматического театра – Владимир Владимирович Борисов, который родился 3 марта 1948 года в Москве.

В сериале «Вечный зов» он играл Семёна Фёдоровича Савельева – сына Фёдора Савельева.

Владимир Владимирович Борисов и по сей день служит в Самарском академическом театре драмы.

В наши дни в Самарском театре продолжают работать многие заслуженные и молодые актёры.

С 1995 года художественным руководителем театра является заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Алексеевич Гвоздков.

Самарский драматический театр обладает множеством театральных наград, является постоянным участником российских и международных театральных фестивалей.

В 1998 году театр принимал участие в Авиньонском фестивале.

В 2007 году на I Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» спектакль «Душечка» А. Чехова (режиссер В. Гвоздков) получил приз за лучшее музыкальное оформление.

В 2011 году 160-летие театра отмечено специальным выпуском номера журнала «Театральная жизнь», посвящённом самарскому театру драмы.

Театр продолжает ставить новые и старые спектакли, много гастролирует по городам России и за рубежом.

И приезжая в Старый город просто невозможно не прийти к театру, не полюбоваться на него и мысленно не поклонится всем тем, кто долгие годы дарил нам соприкосновение с величайшим из искусств. И спасибо всем тем, кто служит в тереме теремке в наше время.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.