С чистого листа: 14 августа – начало Успенского поста

С чистого листа: 14 августа – начало Успенского поста

Что такое пост? Большинство людей, считающих себя верующими, ответят просто: ограничения в еде.

Между тем, каждый период, отмеченный в церковном календаре, несет свою смысловую нагрузку. Например, цель Рождественского поста – воссоздать атмосферу ожидания появления Иисуса, что царила во времена Ветхого Завета, а Петровского – поведать об апостольском благовестии. Особняком в череде постов стоит Успенский, что наступает 14 августа. Предлагаем узнать, к чему он призывает и как правильно его провести.

Успенский пост – самый короткий из всех православных постов, начинается он с середины последнего летнего месяца и длится всего две недели – с 14 по 28 августа. Следует заметить, что из года в год он начинается в одно и то же время: ровно через месяц с окончания Петровки. Богат период и на события: начинается Медовым Спасом, в его центре обосновались праздник Преображения Господня и Яблочный Спас, а заканчивается пост торжеством в честь Успения Божией Матери и Ореховым Спасом.

В народе прочно закрепились и «неофициальные» названия Успенского поста, которые часто встречаются в разговоре – Спасовка или Лакомка. Первое название носит собирательный характер: во время последнего летнего поста отмечается сразу три церковных праздника в честь Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, называемые Спасами. В каждое торжество благословляются определенные продукты и плоды, что поспевают в августе. «Лакомкой» Успенский пост прозвали потому, что в отличие от такого же строгого зимнего Великого поста здесь есть чем поживиться без ущерба для церковных канонов.

Это единственный пост в церковном году, где во главе события стоит Богородица, а людские действия подразумевают приобщение к непорочности и чистоте – тем качествам, которыми при жизни обладала Божия Матерь. Церковное предание гласит: узнав о времени своего перехода в Царство Божие, Богородица провела отведенный отрезок времени в строгом посте и усиленной молитве. Это при том, что можно было пренебречь и тем, и другим, ведь вся ее жизнь представляла истинный образец святости, благочестия и жертвенности. В чем состоит задача верующих? Соблюдать ограничения в пище и молиться, воспевая Пречистую деву, чтобы хоть отчасти, но уподобиться ее подвигу и чистоте.

Спасовка известна с древнейших христианских времен (примерно с 450 г.), а по строгости она приравнивается к воздержанию в пище в Великий пост. Службы, которые проходят в церквях во время этих двух недель, мало чем отличаются от аналогичных богослужений, скажем, в Рождественский или Петровский посты. К сожалению, отсутствие различий зачастую обесценивает уникальность каждого значимого периода, что у обычного человека складывается в банальную картину: мол, любой пост – просто ограничение в еде и ничего больше. Чтобы не уподобиться большинству и «заглянуть» чуть дальше остальных, давайте узнаем, как провести благодатное время с пользой для тела и души.

Для начала честно ответим на вопрос: кому угоден наш пост? Одни ответят, что нам: Бог увидит наши старания и ответит исполнением просьб. Вторые скажут – Господу. И те, и другие окажутся неправы: Богу нужно не людское воздержание в пище, а его плоды, что «зреют» в душе каждого верующего. При условии, разумеется, что мы придерживаемся поста не просто как диеты, а в подходящем расположении духа вкупе с молитвой.

Какие цели должен ставить перед собой каждый, кто намерен держать Успенский пост?

Во-первых, душевная подготовка к тому, чем хочет наградить нас Бог, а не к исполнению личных желаний.

Во-вторых, мы должны стремиться уподобиться сестре Лазаря Марии, а не Марфе, которая отличилась волнениями и беспокойством о пустом.

В-третьих, это время, когда мы должны поставить Господа на первое место и отвлечься хотя бы на время от самих себя.

В-четвертых, как было сказано ранее, Успенский пост – возможность хоть на толику приблизиться к идеалу святой Богородицы, послушной Божьей рабе.

В плане еды двухнедельный пост последнего летнего месяца достаточно строг. Если следовать его канонам, то в понедельник, среду и пятницу разрешается лишь сырая пища, во вторник и четверг можно отведать вареные блюда, но без добавления масла, а в выходные дни допустимо и масло добавить в вареную пищу, и позволить капельку вина.

Следует затронуть еще одну вещь: сегодня мы можем позволить себе любые гастрономические изыски, которые будут вписываться в каноны Спасовки и служить настоящим праздником желудку. Объедаться до отвала «разрешенными» продуктами – то же самое, что и вовсе не придерживаться поста. Ведь смысл наших действий должен заключаться в освобождении мыслей и сердца от зла, личная гармония, что достигается постижением любви к Богу и близким. Все это невозможно приобрести без духовного самосовершенствования, основанного на молитве, погружения в собственные мысли и воздержания от мирских удовольствий, где во главе угла нередко стоит пища.

Пока мы будем далеки от этой истины, все наше бытие будет представлять собой пародию на праведную жизнь, от которой будем несчастны и мы, и наши близкие. Успенский пост – самое подходящее время для того, чтобы вновь ощутить радость, стряхнуть с себя старые оковы и обрести способность жить в этом мире так, как мы задумывались Спасителем. Жалко упускать такую возможность.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.