Русский стиль в украшениях: узорная традиция

Ничто, пожалуй, не привлечёт внимание к женщине так же быстро, как украшения – звенящие бусы или сверкающие серьги. Крупные или мелкие, роскошные или скромные, они меняют наш облик в лучшую сторону. Украшения могут превратить самый простой наряд в выдающийся.

Украшения всегда пользовались любовью на Руси. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические данные. Женщины и мужчины всех слоёв общества носили украшения. Конечно, у знати украшения отличались не только ценностью камней и металлов, но и богатым ювелирным оформлением. Такая роскошь драгоценностей неоднократно удивляла иностранцев.

Дошедшие до нас записи сообщают о том, что иностранные представители информировали свои страны о том, что царь и боярская знать одеваются пышно и без умеренности. Из-за этого многим русским девушкам по сей день нравится роскошь и излишество в украшении своего вида.

Ювелирное искусство русских мастеров отличается пышным декором и богатством красок. Много различных стилей ювелирного искусства существует. Стиль мастеров XVI-XVII веков называется «Русское узорочье». В украшениях этого стиля яркие самоцветы, камни высокого достоинства – сапфиры, рубины, изумруды, шпинель, бирюза и жемчуг – сокровище русских северных рек.

Русские украшения отличаются обильным растительным орнаментом, напоминающим морозные узоры на стекле, использованием многоцветной эмали – белой, голубой, как небо Русского Севера, черни глубокого оттенка, гравировкой и рельефными чеканными рисунками. Существуют гладкие литые и ажурные изделия.

В шестнадцатом и семнадцатом веках жители Руси украшали свои длинные и широкие одежды множеством драгоценностей: некоторые пристегивались или нашивались, а другие накладывались поверх ткани.

Жемчужные нити, называемые рясны, были важным элементом женского наряда. Длинные нити, похожие на серьги, крепились к головным уборам по обеим сторонам лица. В женщине, одевавшей рясны, была особая грация и величавость в движении. Она «выступала будто пава». Многих украшений требовала царственная осанка, спокойные движения, достоинство.

Серьги «русского узорочья» отличались оригинальностью и разнообразием форм, являясь, как и ныне, излюбленным украшением русских женщин. головным уборамСерьги блестели драгоценными камнями, жемчугом, перламутром, кораллами, бирюзой и цветными стеклышками, декорированными завитками из тонких жгутиков или серебряными цилиндриками, усыпанными зернью.

Характерны новгородские серьги – «голубцы», которых нет ни у других народов. Форма напоминает фигурки двух птиц, обращенных друг к другу клювами или спинками. Серьги из Сольвычегодска и Великого Устюга часто украшали жемчугом и расписной эмалью.

В Москве умельцы мастерили серьги, украшая их сканью, эмалью, камнями и жемчугом. Особой популярностью пользовались серьги с подвесками, которые выгодно подчеркивали красоту и являлись эталоном художественного мастерства.

Мужчины носили по одной серьге, которая символизировала силу и власть, а не мягкость характера. А.Н. Оленин в своей работе «История русского костюма» пишет: «…ношение в ушах серьги долгое время оставалось в обычае у князей Русских. Мы видим, что в 1356 году Великий Князь Иоанн Васильевич завещает двум своим сыновьям по одной серьге…».

Тенденция носить одну серьгу у мужчин возродилась в XVIII веке, а в XIX столетии её популярность достигла пика среди военнослужащих российских кавалерийских полков. Серьги носили как офицеры, так и рядовые солдаты.

Кольца и перстни пользовались всеобщей любовью. В торжественных случаях кольца надевали на все пальцы. Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза, жемчуг в эффектном обрамлении напоминали цветы. Популярны были перстни-печати и перстни с восьмилепестковой розеткой, украшенной камнями и мелким растительным орнаментом.

Украшением служили драгоценные пуговицы, пряжки, булавки и золотые/серебряные цепи. Чаще всего цепи складывались из плоских элементов или завитков плющеной стали и украшались белой или голубой эмалью.

«Русское узорочье» — особый стандарт красоты, яркий стилистический прием русского искусства, где переплетаются мотивы искусств Византии, Востока и Запада.

Не все сокровища предков добрались до нас: пожары войн и революций уничтожили многое. Небольшое количество украшений можно увидеть в российских музеях, а также восхищаться ими на портретах русских художников. Даже то немногое, что сохранилось, позволяет познакомиться с особенной красотой и отличительными чертами русского ювелирного искусства – «русского узорочья».

Мастера российского ювелирного дела веками вдохновляются творчеством «русского узорочья» и изготавливают произведения в русском стиле.

Украшения в стиле русского узора современности. Картинки сверху и снизу заимствованы с сайта ювелира Тимофея Журавлёва. timmaster.ru

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.