Ничто так не обратит на женщину мгновенное внимание, как украшения – звенящие бусы или сверкающие серьги. Крупные или мелкие, роскошные или скромные, меняют облик к лучшему. Украшения могут преобразить самый скромный наряд.
Украшения всегда пользовались большой популярностью на Руси. Исторические свидетельства об этом сохранились в достаточном количестве. И мужчины, и женщины независимо от своего социального положения носили украшения.
У высокородных лиц украшения отличались не только стоимостью камней и металлов, но и изысканным ювелирным исполнением. Эта роскошь драгоценностей неоднократно поражала иностранцев.
Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что иностранные послы писали на родину о том, что царь и бояре одеваются пышно без всякой меры. Многочисленные современные русские девушки тяготеют роскоши и чрезмерности в украшении своего облика.
Яркое ювелирное искусство русских мастеров известно пышностью декора и богатством красок. Много различных стилей существует в ювелирном искусстве. А стиль русских мастеров XVI-XVII веков получил название «Русское узорочье». В этих украшениях узоры созданы яркими самоцветами: сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью, бирюзой и речным жемчугом – сокровищем русских северных рек.
Русские украшения отличаются обильным растительным орнаментом, напоминающим морозные узоры на стекле, многоцветной эмалью (белой, голубой, как небо Русского Севера, черни глубокого тона), гравировкой и рельефными чеканными узорами.
В XVI-XVII веках жители Руси украшали длинные и широкие одежды различными драгоценностями: некоторые пристегивали, другие нашивали, третьи же просто накладывали поверх ткани.
В женском наряде важную роль играли рясны – длинные жемчужные нити, которые спускались до плеч и напоминали серьги. Их подвешивали к головным уборам по обеим сторонам лица. Женщина в ряснах обладала особой плавностью и величавостью в походке, «выступала будто пава». Многие украшения требовали от неё царственной осанки, спокойных движений, достоинства.
Серьги «русского узорочья» отличались оригинальностью и разнообразием форм, являясь любимым украшением русских женщин, как в прошлом, так и в настоящее время. Некоторые из них были настолько массивны, что, по форме замка, предположительно крепились не к ушам, а к головным уборамСерьги были украшены драгоценными камнями, жемчугом, перламутром, кораллами, бирюзой и цветными стеклышками, а также завитками из шнурков или серебряными цилиндриками, покрытыми бисером.
Хранящим особенность считаются новгородские серьги – «голубцы», отсутствующие в таком виде у других народов. Их форма напоминает фигурки двух птиц, обращенных друг к другу клювиками или спинками. Серьги из Сольвычегодска и Великого Устюга часто украшали жемчугом и расписной эмалью.
В Москве умельцы мастерили серьги, декорируя их сканью, эмалью, камнями и жемчугом. Особым шиком считались серьги с подвесками, которые являлись украшением и примером художественной изысканности.
Мужчины носили по одной серьге, что свидетельствовало не о мягкости характера, а об силе и власти. Автор первой истории русского костюма А.Н. Оленин пишет: «…ношение в ушах серьги долгое время оставалось в обычае у князей Русских. Мы видим, что в 1356 году Великий Князь Иоанн Васильевич завещал двум своим сыновьям по одной серьге…».
Мода на одно ухо мужчины возродилась в XVIII веке, а в XIX столетии особенно распространилась среди военных русских кавалерийских полков. Серьги носили как офицеры, так и рядовые солдаты.
Кольца и перстни пользовались большой популярностью. В торжественные моменты кольца надевали на все пальцы. Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза и жемчуг в красивых оправах напоминали цветы. Перстни-печати и перстни с восьмилепестковой розеткой, украшенные камнями и мелким растительным орнаментом, были очень востребованы.
Украшением служили драгоценные пуговицы, пряжки, булавки и золотые, серебряные цепи, часто собранные из плоских элементов или завитков сплетенной кожи и украшенные белой или голубой эмалью.
«Русское узорочье» — это особенный взгляд на красоту, яркий стиль русского искусства, где переплетаются мотивы византийского, восточного и западного искусств.
Много сокровищ предков не сохранилось: огонь войн и революций уничтожил их. У нас осталась лишь небольшая часть украшений, которую можно увидеть в российских музеях или восхищаться ею на портретах русских живописцев. Но это немногое, дошедшее до наших дней, даёт представление о красоте и особенностях русского ювелирного искусства – «русского узорочья».
С течением веков российские мастера ювелирного дела вдохновлялись творческими изысканиями «русского узорочья», формируя произведения, являющиеся вершинами русского стиля.
Украшения в духе русского узора современной эпохи. Изображения сверху и снизу предоставлены сайтом ювелира Тимофея Журавлева. timmaster.ru
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.