Рококо: модные образы и интерьеры

В конце XVIII века рококо стало доминирующим стилем в европейском искусстве, охватывая архитектуру, живопись и модные тенденции. Рококо развилось из барокко, являясь его логическим продолжением, при этом обладающим собственными отличительными чертами. Как и барокко, рококо — стиль придворный, а модой всё ещё руководит Версаль.

Слово «рококо» происходит от французского «rocaille», что переводится как «дробленый камень», «декоративная раковина», «ракушка». Сам термин «рокайль» изначально использовался для характеристики способа отделки гротов, фонтанов, беседок и террас окаменелостями, имитирующими природные образования. Наиболее часто стиль рококо применялся в оформлении интерьеров.

В XVIII веке то, что сейчас называют рококо, именовалось «живописным вкусом». Впоследствии рококо подверглось критике, его стали называть «выкрученным» и «вымученным», а также «испорченным вкусом».

Первыми критиками рококо стали французские просветители-энциклопедисты, такие как Дени Дидро и Вольтер. Энциклопедисты считали, что рококо лишен «разумного начала», ведь для них главным было разум и вытекающие из него разумность и практичность во всех сферах жизни.

Барокко и рококо. БароккоБарокко отличалось пышностью и некоторой громоздкостью, являясь стилем балов и парадных залов, где всё было «слишком». Рококо принесёт уют и домашний характер, поэтому основной сферой его применения станет не архитектура, а оформление интерьеров.

В моде барокко преобладали яркие цвета, а макияж добавлял женщинам лет. На женщин эпохи барокко можно было смело сказать, что им далеко за тридцать, и все они невероятно важные дамы. Рококо же уделяет предпочтение нежным, светлым, пастельным цветам – нежно-голубому, бледно-желтому, розовому, серо-голубому. В макияже женщины выглядят исключительно двадцатилетними девушками, помогая себе румянами и пудрой. макияжКрасота становилась такой яркой, что даже супруги не могли узнать возлюбленных под слоем косметики. Лицо приобретало вид молодой, но бесчувственной маски.

В эпоху рококо ценилась парфюмерия, широко использовались различные ароматы: фиалковый корень, нероли, пачули и розовая вода были популярны среди женщин.

Эпоху рококо справедливо называют «женским веком». В стиле рококо мужской костюм становится похожим на женский. Мужчины в одежде следуют моде так же, как и дамы, наряжаются и следят за ней. Более того, мужская мода максимально приближена к женской.

Мужской костюм эпохи рококо.

Мужчины носят жюстокор — длинный мужской кафтан, обычно сшитый по фигуре. Первое появление жюстокора во Франции приходится на 1660-е годы. В эпоху рококо подолы жюстокора расширяются и расходятся в стороны.

В период барокко мужчины надевали камзол. Это разновидность мужской одежды, сшитая по талии и доходящая до колена. Иногда его шили без рукавов, а зимой часто носили под кафтаном. К XIX веку камзол трансформировался в жилет. В эпоху рококо из складки камзола формировалась «юбка на обручах», так как мужская мода во всём стремилась копировать женскую.

Мужчины одеты были в белые рубашки с кружевом на воротнике и шейные платки.

В женских и мужских костюмах преобладали нежные пастельные оттенки тканей. И мужской, и женский костюм были изобильны воланами, пуговицами, лентами и кружевом.

Мужчины предпочитали штаны до колена и дополняли их белыми чулками.

Причёски в отличие от барокко становятся более простыми и плоскими. Волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, а затем собираются в косы. Модными остаются напудренные парики с закрученными по бокам буклями, а также косичкой и бантом сзади. Головным убором является треуголка.

Женский костюм эпохи рококо

Продолжающуюся популярность пышных юбок-панье, удерживаемых каркасом, и корсетов отличает эпоха рококо. Вначале юбки немного сужаются, но затем вновь достигают максимальной ширины. Первоначально модой становятся гладкие причёски с мелкими рядами ниспадающих локонов, однако впоследствии причёски снова увеличиваются до предела абсурда: на головах дам появляются композиции из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев, а иногда даже целые декоративные лодки с парусами.

Воланы больших юбок приняли форму овала. Лиф платья удлинился вниз, за низом талии, напоминая треугольник с глубоким вырезом. В платье этот контраст особенно заметен: пышной юбки и маленького лифа, не имеющего объема по сравнению с ней. Рукава платья сужаются к локтю и украшены лентами и кружевом каскадом.

Ленты завоевывают любовь как украшение в период рококо. Вместе с лентами популярны и цветы – как настоящие, так и искусственные. Только в эпоху рококо искусственные цветы впервые начинают использовать для украшения одежды, до этого их применяли только для декорирования храмов и изготавливали в монастырях.

Сатин и атлас – самые востребованные ткани. Мягкие на ощупь, предоставляют возможность создавать множество складок, которые были актуальны в эпоху рококо. Блестящий атлас отлично сочетался с матовым кружевом.

В эпоху рококо верхней одеждой служило манто – свободный плащ, ниспадающий с плеч. Муфты, перчатки и веера играли важную роль в образе дамы, ведь им подчас давали особые знаки кавалерам. Тайный язык влюблённых состоял также из мушек – шёлковых чёрных пластырей разнообразной формы.

Рококо уделяет большое внимание нижнему белью, поскольку платья эпохи, часто оголяющие тело, демонстрируют его на всеобщее обозрение. Женщины и мужчины носят чулки: белые, а иногда и пёстрые. Нижнее бельё шьют из шёлка, обильно украшая вышивкой, кружевом, золотом и серебром. Декольте позволяет видеть нижнюю рубашку, а при ходьбе становится видна нижняя юбка.

Туфли носили мягкие и низкие, изготавливались из простого материала, но часто украшали лентами, вышивкой, пряжками, драгоценными камнями.

Женскую красоту считали идеальной у женщин с тонкой талией, узкими бедрами, хрупкими плечами и округлым лицом. Идеальная женщинаДевушка – изящна и грациозна, выглядит утончённо. Мужчина – кавалер из высшего общества.

Великолепие рококо в полной мере проявилось в работах живописцев этого периода: Ватто, Буше, Шардена и Фрагонара.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.