Однажды редакция женского журнала заказала мне статью о взаимоотношениях ребёнка и телевизора, которую требовалось написать с несколько, так сказать, дидактическим уклоном. Я окунулась в литературу по методике и психологии младших школьников, выловила в ней несколько, на мой взгляд, здравых и не слишком категоричных суждений и скомпоновала их в симпатичную статью, разбавив назидательные тезисы примерами из жизни моей семилетней дочки.
Предоставив мне время на создание шедевра, редактор в своём вступительном слове к очередному выпуску журнала предложил всем заинтересованным лицам и в первую очередь родителям поделиться своими взглядами на непростую проблему взаимоотношений ребёнка и телевизора. Количество писем по этому поводу зашкалило за высшую отметку уровня самых смелых надежд всей редакции.
Разбирая и обсуждая с коллегами-журналистами полученные нами типичные, любопытные, возмущённые, а иногда и нелепые письма, я решила использовать некоторые из них в своей статье как иллюстрации неоднозначности понимания обсуждаемой нами темы. Эти мысли родителей о влиянии телевизора на формирование личности ребёнка – лишь маленькая часть бескрайних откликов неравнодушных лиц, пожелавших принять участие в предлагаемой нами дискуссии. Это не все советы, доводы и возражения, а только кусочек своеобразной летописи обсуждения, его обломок или осколок, видимая над водой верхушка айсберга.
Телевизор в законе
В миру бытует шутливое изречение: хозяин в доме тот, у кого в руках пульт от телевизора. Телевизор давно стал и привычным предметом домашней обстановки, и радикальным средством от скуки и тишины, превратившись практически в члена семьи. Но не всё так просто и ясно в отношениях с этим «говорящим ящиком». Пугает то, что многие из нас безоглядно доверяют телевизору воспитание своих детей, перекладывая на него почти все обязанности домашнего педагога.
«Я думаю, что все мы в какой-то степени жертвы телевидения, точнее, жертвы своей зависимости от него. Мы приходим домой с работы и первым делом включаем телевизор – и ведь не для того, чтобы узнать новости, прогноз погоды или результаты спортивной игры, а просто потому, что привычный звук, льющийся с экрана, каким-то невероятным образом заглушает хор ежедневных неумолкаемых проблем, орущий у нас в голове. Уж лучше я буду слушать о переживаниях какой-нибудь Хуаниты из бразильского или мексиканского сериала или даже подпевать очередной безголосой полуголой нимфетке, кривляющейся на экране, чем в сотый раз прокручивать в голове неприятный утренний разговор с главным бухгалтером или анализировать причину постоянного недовольства шефа. Выбор в пользу телевизора – это вынужденное предпочтение злу более меньшему, чем вечные тревожно-горькие думы о моей работе. Умом я понимаю, что нельзя так часто и бездумно включать телевизор дома, даже не так: нельзя жить с постоянно включённым телевизором, нужно найти другое средство амнезии от своих рабочих проблем, чтобы не втягивать сына в эту безумную телеманию, но сделать ничего конкретного не могу. Или не хочу?»
«Я последнее время стал замечать, что ничто меня так не раздражает, как разговоры о телезависимости и вреде влияния телевидения на человека. Каждый второй считает своим гражданским долгом немедленно навесить ярлыки: телевизор – вселенское зло, просмотр передач — оглупляет и превращает людей в послушных роботов. Но ведь семья добровольно приобретает сей предмет на собственные средства и тратит на эту покупку не такие уж смешные деньги. Ещё ни разу я не слышал историй о том, что якобы к кому-то злоумышленники ворвались в квартиру и насильно оставили в ней принесённый с собой новенький плазменный телевизор, и после этого жизнь у бедолаг-хозяев пошла насмарку, в общем, все умерли».
«Странная сейчас какая-то наблюдается тенденция – стало чуть ли не хорошим тоном постоянно ругать телевидение или жаловаться на него. В моём кругу считается едва ли не извращением смотреть телевизор самому и позволять делать это ребёнку. Все норовят завести разговор о лауреатах букеровской премии, о разведении лилий на прикоттеджном участке или о посещениях фитнес-клуба. А стоит мне хотя бы заикнуться о какой-нибудь воскресной программе, как на меня начинают смотреть как на носителя опасной и неизлечимой инфекции. Снобизм какой-то. Наверняка ведь все без исключения смотрят ежедневно так презираемый ими «ящик», только признаться в этом боятся, имидж свой оберегают».
Взгляд назад
Вспоминая собственное детство, я радуюсь, что моё поколение не было таким телезависимым. Да и зависеть, собственно, тогда было не от чего. Еженедельная пятничная программа «В гостях у сказки» с тётей Валей Леонтьевой, вечерняя культовая передача «Спокойной ночи, малыши», пара выпусков «Ну, погоди!» или сказка «Аленький цветочек» в выходной день – вот и весь небогатый ассортимент телепродукции, предлагаемый к просмотру детям 70-80-х годов прошлого века.
В квартирах наших родителей стояли чёрно-белые ламповые телеприёмники, по которым транслировались два канала, называемые не сегодняшними броскими аббревиатурами (ОРТ, НТВ, СТС), а по-советски конкретно и скромно: первая и вторая программа.
Пиком ежедневного вещания были, разумеется, новости. Вот одно из моих самых ярких воспоминаний детства: дедушка смотрит на циферблат старинных настенных часов, прерывает разговор и бежит к телевизору с восторженным криком: сейчас будут передавать последние известия! В ту пору я своим наивным детским умом неосознанно боялась слова «последние», оно представлялось мне унылым, тоскливым и обречённым. Казалось, что если мы сейчас не узнаем, о чём вещает диктор с телевизионного экрана, случится неминуемая катастрофа: мы все умрём от информационного голода или другой напасти.
«В моём детстве по радио транслировалась передача «Радионяня», может, кто и помнит. И мы её слушали и учились, потому что учиться больше было не у кого, как у радиопередачи, по телевизору одни новости показывали да производственные фильмы про выполнение плана. А сегодняшний телевизор – это и няня для ребёнка, друг, и сосед, и домашнее животное, и учитель, и даже папа с мамой, когда те заняты на работе».
Внимание, опасность!
Но сейчас любые теленовости льются широкой мутной рекой мимо наших ушей без остановки, только успевай подставлять мозги и память для заполнения нужной и не очень информацией! И не только новости: телевизор задыхается от напиханных в него боевиков, ужастиков, сериалов и реалити-шоу и так и норовит поскорее избавиться от них, плюнув ими в первого, кто нажмёт на кнопку пульта. И для нас как для родителей очень важно проследить за тем, чтобы этими «первыми встречными», а зачастую и основными поклонниками телевизора не становились наши собственные дети.
«Я подготовила сообщение о вреде телевидения и выступила с ним на родительском собрании. Оказывается, американские учёные-психонейрологи обнаружили: у детей, смотрящих телевизор, правое полушарие работает в два раза интенсивнее левого, а такая ситуация способствует выработке в мозгу ребёнка гормонов эндофринов, которые структурно идентичны опиуму, что является причиной выработки физической зависимости от просмотра. Результаты проведённых исследований показывают, что у ребёнка, прилипшего к экрану, кора и подкорка мозга практически не функционируют, а периферийная нервная система, наоборот, активизируется. Такое распределение нагрузки на мозг характерно для низших животных, которые не способны отличать реальность от её отображения. В итоге ребёнок реагирует на события, происходящие на экране, настолько остро и болезненно, как будто всё, что он видит, случается с ним на самом деле».
«У нас дома нет телевизора: я выбросила на помойку этого домашнего вампира четыре года назад, причём выбросила на помойку в прямом смысле: наняла соседа, чтобы тот оттащил сего монстра к мусорным бакам. И четверти часа не прошло, как телевизор обрёл новых хозяев, ну что можно сказать о таких людях: несчастные, да и только».
«К сожалению, сейчас немало показывают и третьесортных программ, резко выделяющихся на общем фоне ярких, зрелищных, развлекательных и познавательных передач. Вопрос качества телепродукции – это уже другой вопрос, не относящийся к полезности или вреду телевизора, и решать его должны не родители или учителя, а владельцы каналов и создатели фильмов».
От словаря и до учебника
Конечно, я, как и любая мать, радуюсь короткой передышке от неумолкаемого потока дочкиных рассказов и вопросов, возможность воспользоваться которой мне услужливо предоставляет голубой экран. И мне тоже очень сложно не поддаться соблазну обманчивой лёгкости и удобства, предлагаемым «телевизионным» воспитанием и развитием ребёнка.
Несомненно, просмотр телепрограмм способствует овладению ребёнком родным языком, обогащению его словарного запаса, учит правильному построению фраз и предложений.
Моя семилетняя дочка частенько спрашивает меня о значении новых слов, услышанных ею в телевизоре: «Что такое намёк?» или «Что означает этикет?» Иногда она забавляет нас неожиданностью формулировок или сравнений: «Сон – это почти что мультик. А сегодня мне приснились целых три сна: жених, сырок и куколка». Или обескураживает вопросом: «Ведь мы должны всегда помнить о чувстве такта, не правда ли?» И я понимаю, что не смотри она свою детскую передачу, она бы не радовала меня такими филологическими или почти философскими перлами.
Невербальные навыки
Помимо помощи в развитии речи, телевизионные программы знакомят ребёнка и с самыми простыми элементами несловесного поведения. Малыш, наблюдая за героями детских фильмов, учится различным знакам, подаваемым собеседниками друг другу, их жестам, а также обращает внимание на выражение их лиц.
Моя дочка предлагает мне: «Хочешь посмотреть, какой я могу сделать тебе знак рукой? — и смешно вертит ладошкой и шевелит пальчиками, как будто пытаясь набрать полную щепотку соли или поймать пролетающую муху. – Вчера в мультике Брунгильда точно так же махала из окна башни своему любимому! – поясняет малютка и немедленно выдаёт продолжение. – А ещё она потом так красиво для него танцевала, я тоже так умею, смотри!..»
Литературный минимум
Увы, поколение наших детей уже не поклоняется книгам в той степени, как когда-то это делали мы. Они предпочитают просмотр фильма прочтению книги. А может, это не так уж и плохо? Пусть они прочтут меньшее количество книг, чем прочли мы, зато самостоятельно определятся с выбором тех произведений, какие стоит им прочитать. И сделать такой выбор им поможет телевизор, как ни странно это может показаться на первый взгляд.
«У кого из нас в школе не сводило зубы судорогой от необходимости читать классику? Месяцами с нами мучились несчастные школьные учителя, прививая любовь к Фёдору Михайловичу и Льву Николаевичу, а мы лишь вынужденно листали предписанные программой романы, изнывая от скуки и совершенно не разделяя и не понимая в силу своих счастливых и сытых шестнадцати лет терзания Раскольникова или сомнения Безухова.
А телевизор может показать фильм, снятый по роману, и, если и не раскроет до самого донышка глубину чувств главных героев, то хоть сориентирует в эпохе, теме, идее, образах и художественных особенностях произведения. И зритель сам поймёт, стоит ли ему продолжать знакомство с названной книгой и дальше или лучше и честнее сразу бежать от неё за семь вёрст. Так не бывает, что какая-то книга нравится абсолютно всем читателям, пусть даже это книга признанного маститого автора или нобелевского лауреата. А может, читатель просто пока не дорос до неё, и ему не стоит давиться и плеваться над её страницами, а нужно подождать пару-другую десятилетий, чтобы дорасти до шедевра и в полной мере насладиться его красотой? Вот в этом и состоит бесценная роль телевизора: пропаганда произведений литературы и искусства с целью дальнейшего их изучения зрителем уже в той мере, в какой захочется именно ему. И в основном это касается наших детей.
Я приветствую тенденцию современных продюсеров экранизировать русскую классику. Недавний новый фильм по «Преступлению и наказанию» мы смотрели вместе с сыном. Я не большой поклонник Достоевского (надеюсь, старик не будет за это на меня в обиде), но совместный просмотр фильма и мне, и сыну доставил удовольствие, которого я даже не ожидала. Сама атмосфера старого Петербурга, каким его знал автор бессмертного романа, удивительно удачно подобранные актёры, их тонкая игра — этого было достаточно, чтобы решиться на глубокое, неторопливое прочтение книги, которая в школьные годы почему-то вызывала стойкое отторжение.
Но удивительно и особо ценно для меня было не только это: мой сын, поклонник Аксёнова, Пелевина и Лукьяненко, опередил меня в моём порыве: он первый достал тиснёный том с книжной полки и углубился в изучение русской классики».
Продолжение следует…
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.