Часто, в разговоре с подругой, когда та сетует, что очень устала, ничего не успевает и постоянно не высыпается, задаешь резонный вопрос: «А дочка тебе помогает?», а в ответ – «Да ты что, у нее выпускной класс, такая нагрузка в школе!» Знакомо, не правда ли? А потом та же подруга горько жалуется, что у дочери в комнате все вверх дном, вещи разбросаны, кругом пыль, грязные чашки и пустые фантики… И мама абсолютно искренне недоумевает: «Вот скажи, откуда у нее это?!» Ситуация с мальчиками ничуть не лучше, их мамы порой вообще свято уверены, что работа по дому «не мужское дело». Вот и встает такой великовозрастный балбес из-за стола, даже не удосужившись убрать за собой тарелку и поставить ее в мойку: зачем, для этого есть мама!
Несмотря на то, что хочется все же больше поговорить об обязанностях детей, в заголовок статьи вынесены и права, и обязанности. Почему? Права и обязанности ребенка – две стороны одной медали, и то, и другое является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Каждый ребенок индивидуальность от рождения, вопрос в том, как эта индивидуальность проявится, в какое русло мы, родители, ее направим. Воспитателями не рождаются, ребенок учится и постигает жизнь, вместе с ним учимся и мы, родители. И из поколения в поколение совершаем одни и те же ошибки… Нельзя требовать от ребенка того, что мы сами не объяснили, к чему не приучили, от чего долгие годы старательно ограждали – то ли под лозунгом «пусть у него будет счастливое беззаботное детство!», то ли потому, что нам так было удобнее и быстрее.
Не скажу, что с правами ребенка все так уж идеально. Ни для кого не секрет: есть немало семей, где права ребенка попираются с самого рождения. Дети лишены элементарного – ухода, заботы, еды, одежды. Собственно, на страже прав ребенка и призваны стоять соответствующие структуры, органы опеки и ювенальная юстиция. Однако права – это приятно, это вроде как нам должны, такое быстро запоминается и воспринимается благосклонно. Да и школа вносит свою лепту в то, чтобы ребенок был в курсе своих прав.
А вот с обязанностями сложнее. Это уже должны мы, вариант «хочу – сделаю, не хочу – и так хорошо» здесь уже не проходит. И взрослому порой не очень-то хочется что-либо делать просто потому, что это необходимо, не зря же возник термин «обязаловка», как синоним работы через силу, того, от чего никуда не денешься при всем желании. Что уж говорить о ребенке? Дети по своей сути быстро увлекаются многими вещами и так же быстро теряют к ним интерес. Пока помощь маме или папе носит характер игры, это что-то новое, захватывающее. Но стоит только поставить ту же нехитрую работу по дому на постоянную основу, вменить ее ребенку в обязанность – и интерес может очень быстро угаснуть. Больше того, можно натолкнуться и на открытое сопротивление со стороны малыша, то самое «не хочу, не буду!»
Большинство детей с самого раннего возраста как магнитом тянет на кухню. Это неизведанная территория, ребенку очень интересно, что же там делает мама, он искренне хочет тоже принимать в этом участие. А что делаем мы? «Не мешай, не путайся под ногами, маме некогда! Пойди, поиграй (посмотри мультики, что-нибудь нарисуй)!» — нужное подчеркнуть. Знакомо? Да, конечно, кухня это зона повышенной опасности, нужно постоянно смотреть за малышом. Да, то что одна мама легко сделает за час, в компании с ребенком выльется в 1,5-2 часа работы. Все это так. Но все легко решается… А иначе пройдет время, и уже сама мама попытается привлечь ребенка к уборке со стола, мытью посуды или участию в приготовлении пищи – и натолкнется на откровенное непонимание и нежелание с его стороны. Возникает самый настоящий когнитивный диссонанс: столько раз прогоняли, а теперь чуть ли не силком тащат! И кому за это спасибо? Только себе. Упущен момент естественного интереса, не получены определенные навыки, ребенка не похвалили за проделанную работу и не поощрили на выполнение ее в дальнейшем – все. Нет мотивации, нет желания.
Что мешает научить самых маленьких детей убирать за собой игрушки? Вначале вдвоем: «Пойдем, поможешь маме! Вместе мы справимся быстрее, а потом я подольше почитаю тебе перед сном». А постепенно можно просить об этом и самого малыша, и обязательно потом похвалить: «Ты мой помощник, что бы я без тебя делала!» Так же и с личными вещами ребенка: приучите их снимать и аккуратно складывать на стул – не придется потом сетовать на бардак в комнате подростка.
Даже ребенок 4-5 лет вполне может принять участие в уборке квартиры, к примеру, вытереть пыль. Детей чуть постарше можно учить подметать, поливать цветы, выносить мусор, накрывать на стол и помогать маме нести покупки из магазина. Ученику младших классов по силам поход в соседний магазинчик за нехитрыми покупками вроде хлеба и молока, уборка своей комнаты, мытье посуды. Обязательно участие детей в уходе за домашними любимцами: он вполне может убрать клетку морской свинки или лоток котенка, поменять воду в мисках, нарвать кролику травы. Не бойтесь «перегрузить» ребенка – пока что для него это своего рода игра. И не забывайте обязательно хвалить за выполненную работу – это мотивация, чтобы ваш сын или дочка и в дальнейшем хотели ею заниматься.
Есть еще один очень опасный момент: если в дошкольном возрасте у ребенка были определенные обязанности по дому, то с походом в школу картина разительно меняется. Конечно, школа это событие огромной важности в жизни малыша, ему нужно полностью перестроить свой режим. Такое никогда не происходит гладко и без проколов, первые несколько месяцев превращаются в бесконечный цейтнот, ребенок постоянно что-то не успевает. И часто родители идут по пути наименьшего сопротивления и объявляют: «Отныне твоя наиглавнейшая обязанность – учиться, остальное постольку-поскольку». Это неправильно, школьник прекрасно может успеть и уроки сделать, и обязанности по дому выполнить, и на развлечения еще время останется. Научите ребенка рационально использовать время, помогите ему на первых порах – чем быстрее он привыкнет делать все в срок, не отвлекаться на посторонние вещи, тем меньше вероятности знакомой картины: пора спать, а половина уроков еще не сделана. А чтобы совместное приготовление домашних заданий не вошло в привычку, объясните: «Знаешь, мы не сможем завтра пойти в кино, я весь вечер просидела с тобой за уроками и не приготовила обед. Теперь я должна остаться дома и приготовить еду, иначе и папа, и ты, и я – мы все останемся голодными!»
Даже если в младших классах вы избежали соблазна оградить ребенка от «излишней» работы, не факт, что ситуация не повторится один к одному в старших классах. И здесь все уже намного сложнее – ребенок вырос и запросто может просто-напросто козырять своей «сверхзагруженностью». Родители, будьте реалистами: если ваше чадо способно во время выполнения супер-пупер-сложного домашнего задания каждые 5-10 минут отвлекаться на СМС или очередное сообщение из «вконтакта», оно вполне может отвлечься на 20-30 минут, чтобы, к примеру, вымыть посуду!
Понятно, что мы все хотим, «как лучше». Скажу жестко, не хотите получить «на выходе» махрового эгоиста и стопроцентного потребителя – уделите время воспитанию у дочки или сына чувства ответственности, приучите их к посильной работе и доходчиво растолкуйте: прав без обязанностей не существует. Честное слово, в будущем это окупится стократ!
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.