Стоит ли удерживать изначальную массу камня или принять потерю ради достижения совершенной формы, восхищающей взгляд?
В основном мастера из разных эпох стремятся к красоте обработки камня. Однако в древности основным методом считалось лишь выцарапывание фигур и символов. Вплоть до XVII века вопрос об огранке не рассматривался. Камни обрабатывали, слегка обтачивая природные кристаллические поверхности, а также полировали.
Предполагается, что первые мастера-шлифовщики были в ИндииЭта страна прославилась драгоценными камнями. Такое славное звание стало для неё трагедией, поскольку названные «цивилизованными» страны стремились отыскать и завоевать волшебную страну вместе с её народом.
Самые старые найденные драгоценные камни имеют огранку из множества маленьких и неровных граней, которую выполняли в Индии. С XV века стали использовать шлифовальный диск, что улучшило качество огранки. Известно, что сначала мастера-гранильщики слегка подтачивали камень, придав ему форму восьмигранника – естественной формы алмаза.
В XVI веке в Милане и Венеции итальянские мастера-гранильщики обрабатывали камень таблитчатой огранкой с горизонтальной верхней гранью. В этот период их ремесло считалось самым почетным из всех профессий. В XVII веке Антверпен был главным экономическим центром Европы, а мастерство его гранильщиков признавалось общепризнанным.
Среди старинных техник огранки выделяют несколько важных. XVI век – «таблитчатая» XVI – XVII век – «восемь-восемь»XVII век – огранка «Мазарини», названная предположительно в честь французского кардинала Мазарини, будто бы указавшего мастеру-гранильщику идею огранки с 34 гранями – 17 сверху и 17 снизу. Кардинал составил уникальную коллекцию драгоценных камней, ставшую сокровищем французского двора. В конце XVII века венецианский ювелир Виченцио Перуцци создал огранку из 58 граней, получившую название «Перуцци». В конце XVIII — начале XIX веков выполнялась огранка «Олд Майн». В первой половине XIX века возникла «старинная огранка».
И наконец, самая знаменитая — «бриллиантовая» огранкаРазработанная по мотивам «старинной огранки», бриллиантовая грань позволила алмазу достичь неслыханного совершенства, продемонстрировав миру всю свою величие и красоту.
Помимо естественных граней кристалл приобретал всё больше новых, число их росло, усиливался оптический эффект камня. Впоследствии способы огранки совершенствовались, появлялись новые технологии и возможности, открывавшие красоту драгоценных камней. И сейчас существует множество способов, которые придают камню максимальное сияние.
А вот история огранки одного из алмазовСамым большим алмазом мира является Куллинан. Его обнаружили в 1905 году в Южной Африке, в провинции Трансвааль, на шахте Томаса Куллинана. Камень имел длину 11 см, ширину 5 см и высоту 6 см, весил 621,2 грамма или 3106 каратов. Томас Куллинан продал его правительству Трансвааля, которое преподнесло драгоценность английскому королю Эдуарду VII в день рождения. Распиловку камня король поручил братьям Ашерам – гранильщикам из Амстердама, которые уже продемонстрировали мастерство в огранке драгоценных камней. 10 февраля 1908 года состоялась распиловка камня.
Гранильщики находились в напряжённом ожидании, а Джозеф Ашер даже потерял сознание, считая первый надрез распила сделан неудачно. В итоге всё оказалось верно, расчёт совпал с действительностью. В результате распиловки получилось 9 больших камней и 96 маленьких. Затем началась огранка, которая заняла несколько месяцев. После огранки общий вес 105 камней составил 1055,9 карата, то есть было утеряно 65% первоначального веса. Два самых крупных камня «Куллинан I и II» украсили Сокровищницу Британской Короны.
Используются разные способы огранки: «маркиза», «капелька», «изумрудная» и другие виды, созданные мастерами-граверными. По оптическому эффекту различают три основных типа огранки: фасетную, гладкую и смешанную.
Магическое сияние камня отчетливо проявляется именно в фасетной огранке. Благодаря множеству мелких граней этот вид огранки усиливает блеск и цвет камня. Фасетная огранка подразделяется на множество видов и применяется для прозрачных камней. Когда-то техника фасетной огранки хранилась в строгой тайне.
Гладкая огранкаШлифовка может быть выпуклой (кабошон) или ровной, и применяется к многим поделочным камням и непрозрачным драгоценным камням. Агат, бирюза, коралл — достаточно отшлифовать поверхность, чтобы украсить их и передать замысловатые фантастические узоры камня.
Смешанная огранка Это соединение фасетной огранки и полировки. В одной части камень имеет грани, в другой — гладкую поверхность.
Форма огранки Это ещё одна сфера для дизайнерской фантазии. Формы огранки камней очень разнообразны: круглые, конические, квадратные, ромбовидные, в виде сердца, овальные, прямоугольные, треугольные, многоугольные и, наконец, просто фантастические, являющиеся результатом дизайнерской выдумки.
Пройдя через жерло огненного сердца земли, драгоценные кристаллы обретают величественный вид и пленяют блеском и красотой; мастерская работа превращает их в совершенство природы.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.