Актеров принято делить на умных и… остальных. Молва почему-то относила его к остальным. Но вот парадокс: никто на сцене и на экране не мог сыграть интеллектуала лучше него. Мастер перевоплощения: жулик, вор, глупый король и старый профессор — не личины, но лица. В каждой роли Евгений Евстигнеев проживал целую жизнь.
На подмостках
Будущий народный артист СССР приехал в столицу из родного Нижнего Новгорода в 1954 году. Лысеющий, с длинным ногтем на мизинце, одетый в бостоновый костюм лилового цвета «на вырост», с величаво прикрепленным у воротника крепдешиновым галстуком-бабочкой. За плечами – 28 лет жизни, учеба в театральном училище, работа на провинциальной сцене.
Его приняли сразу на третий курс школы-студии МХАТ. После ее окончания Евстигнееву поступило предложение остаться в труппе прославленного театра. Молодые актеры и мечтать не могли о таком счастье, но бывший студент ответил отказом: хотелось самостоятельности и новых открытий в искусстве. Как раз в то время создавался «Современник». Олег Ефремов, Галина Волчек, единомышленники, романтики бурлили новыми идеями. Евстигнеев органично вписался в молодую компанию, с легкостью преодолев возрастную разницу в семь лет. «…Я сразу увидела в нем большого артиста, а потому личность», — признавалась потом Галина Волчек.
Новый театр предоставил широкое поле для деятельности. Актер играл как гротескные роли, например, в комедии Шварца «Голый король», так и трагические – в пьесе Виктора Розова «Традиционный сбор». Сам Евстигнеев говорил о себе: «Я всю жизнь набирал мастерство. Постепенно. У меня не было творческих взлетов или провалов. Работал, двигался… Считаю, что актер должен уметь и хотеть играть все. Другой вопрос – надо ли актеру давать играть все, что он пожелает, но уметь он обязан». В 1974 году за театральную работу Евгению Александровичу была присуждена Государственная премия.
Ему не нужны были ни театральные схемы, ни установки. Как-то раз Игорь Кваша и Олег Ефремов заспорили в гостях о системе Станиславского. Придумали этюд: человек стоит в очереди у общественного туалета. Переминается с ноги на ногу, мучается. Наконец распахивает дверь, а в кабинке — повешенный. Оба актера примерно одинаково изобразили реакцию на «труп»: кричали, заламывали руки, звали на помощь. Но кто из них лучше «ломал комедию», так и не решили. Тогда в качестве независимого арбитра позвали Евстигнеева, объяснили, что надо сыграть, и тот, «помучившись» у двери туалета, открыл ее, увидел «труп», решительно отодвинул его в сторону и со счастливой улыбкой приступил к тому важному делу, ради которого и попал в «кабинет». В этом шутливом состязании победителем вышел он, даже Станиславский ему бы сказал: «Верю!»
Он был любимым актером Олега Ефремова, не просто ставившего спектакли с его участием, но ставившего на него. Поэтому небрежный совет Ефремова после 40 лет дружбы прозвучал, как гром среди ясного неба: «Если трудно, уходи на пенсию, у нас ведь производство».
В кадре
Свою первую роль в кино Евгений Евстигнеев сыграл в 1957 году в фильме «Поединок». Поначалу его редко приглашали на главные роли, одно время актера даже называли «королем эпизода». Режиссеры быстро подметили великолепное умение артиста делать яркой и запоминающейся даже небольшую роль и постоянно приглашали сниматься в эпизодах то в одном, то в другом фильме. Особого удовлетворения Евстигнееву это не приносило, талантливый актер мог рассчитывать на крупные роли. И вскоре они появились.
Настоящая слава пришла к Евстигнееву в 1964 году — после роли Дынина в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Наверное, фильм не выпустили бы на экран (запрещение снимать его появилось на свет еще в самый разгар съемок), если бы в октябре того года не «сняли» Хрущева. Это и спасло. И хотя в прокате картина собрала всего 13 миллионов зрителей, однако в среде кинематографистов она была встречена с восторгом. После этого успеха многие режиссеры стали наперебой приглашать Евстигнеева. В результате в течение 1965-1966 годов артист снялся сразу в девяти фильмах – «Верность», «Скверный анекдот», «Берегись автомобиля», «Старшая сестра». А какими яркими оказались роли, созданные им в комедиях! В 1968 году он сыграл роли Калачева в «Зигзаге удачи» и Корейко в «Золотом теленке», а через четыре года снялся в роли Воробьева в фильме Эльдара Рязанова «Старики–разбойники».
Уходить от привычного амплуа актеру всегда сложно, тем более, когда зритель привык видеть его только в комических ролях. Но, обладая безупречным чувством меры, Евстигнеев решился на этот шаг и не ошибся. В последующие годы актер сыграл свои самые запоминающиеся кинообразы. Невозможно себе представить кого-либо другого, кроме Евстигнеева, в роли Корзухина в «Беге» или профессора Плейшнера в фильме «Семнадцать мгновений весны». Последней киноработой артиста стала историческая телеэпопея «Ермак», однако картину смонтировали только в 1996 году, уже после смерти актера… И все-таки, если можно было бы спросить у Евстигнеева, каким он хотел бы остаться в памяти зрителей, вполне вероятно, что он назвал бы образ профессора Преображенского, русского ученого и интеллигента из фильма «Собачье сердце».
Галина, Лилия, Ирина
С первой женой Евстигнеев познакомился в Школе-студии МХАТ. Галина Волчек была дочерью известного кинооператора и профессора ВГИКа. Жила с отцом и няней в отдельной квартире – редкость по тем временам. Няня поначалу выбор своей любимицы не одобрила: «Не стыдно ему лысым ходить? Хоть бы какую-нибудь шапчонку надел». В 1961 у пары родился мальчик Денис. А через три семейная жизнь дала трещину: Волчек и Евстигнеев расстались. Причем инициатива разрыва исходила от Галины: «Женя вел себя достаточно тактично, чтобы сохранить наши отношения. Но я сама их разорвала. Собрала его вещи, позвала в наш гостиничный номер («Современник» был тогда на гастролях в Саратове) женщину, с которой, как мне казалось, Женя встречался, и сказала: «Теперь вам не придется никого обманывать». Только через двадцать пять лет он проговорился однажды, что я «не должна была так поступать».
Второй избранницей Евгения Александровича стала молодая актриса того же «Современника» красавица Лилия Журкина. Этот брак также принес актеру отцовство – в 1968 году родилась дочь Маша. Поначалу семейные отношения были безоблачными, потом Лилия тяжело заболела. Теряя красоту и шарм, она выливала свою злобу на мужа, ревновала его к успеху. Евгений Александрович молча сносил ее язвительные нападки. В 1986 году Лилии Журкиной не стало…
В конце восьмидесятых судьба свела актера с третьей женой. Студентка школы-студии МХАТ Ирина Цивина стала последней любовью гения. Союз преподавателя и студентки долгое время был поводом для пересудов: шутка ли, 40 лет разницы! Но счастливые влюбленные знали, что их соединило настоящее чувство.
Войти в смерть, как в роль
Первый инфаркт у Евгения Евстигнеева случился в 1980 году. После второго, произошедшего в 1988 году, актер ушёл на пенсию, тяжело переживая разлуку с любимым МХАТом. «У меня ещё очень много сил и задумок, надо только починить двигатель», — говорил он Ирине, имея в виду больное сердце. И в 1992 году полетел в Лондон, где знаменитый кардиохирург Тэрри Льюис должен был прооперировать актера.
Британский врач обещал, что 5 марта сделают операцию, а уже 17-го он сможет выйти на сцену. Его ждала роль Фирса в «Вишневом саде». В тот день хирург пришел в палату Евстигнеева, чтобы объяснить пациенту суть предстоящей операции. Он нарисовал актеру его сердце и сказал, что из четырех клапанов у него работает только один, и то всего на 10 процентов. «Вы умрете в любом случае, — произнес доктор, — будете делать операцию или нет». Смысл слов заключался в том, что все люди смертны. Но великий актер мгновенно представил себе то, о чем говорит врач. И во время операции сердце остановилось…
Овдовевшая Ирина сказала потом: «Его убило гениальное воображение. Так же, как он мог представить себе любую страну, выйдя на полчаса на улицу, он представил себе свою смерть… Он вошел в нее, как в очередную роль…»
Больница вернула оставшиеся деньги, на них был куплен роскошный гроб красного дерева. Кто-то в посольстве недовольно заметил, мол, гроб слишком тяжелый, его вес потянул бы на пять тел. Супруга Ирина ответила: «Он вам не тело, он великий русский артист!»
Евстигнееву было 65 лет. За свой великий дар, благодаря которому он навсегда останется в истории, ему пришлось заплатить собственной жизнью.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.