Путь Жорж Санд

Путь Жорж Санд

8 июня исполняется ровно 140 лет со дня смерти Жорж Санд, французской писательницы-феминистки, спутницы Шопена и неутомимой бунтарки (чего стоит только то, что она любила хаживать в мужском костюме – и это в середине XIX века!). Давайте сегодня познакомимся с ней чуть поближе.

Под кратким и часто принимаемым за мужской псевдонимом Жорж Санд скрывается длинное и романтичное настоящее имя писательницы – Амандина Аврора Люсиль Дюпен. Девочка была отпрыском необычной пары: он, Морис Дюпен – богатый человек, получивший классическое образование и любящий музыку, военный; она, Антуаннетта-Софи-Виктория Делаборд – простолюдинка, дочь птицелова, которая некоторое время подрабатывала танцами. Эта пара познакомилась в Милане, где служил Морис, причем по меркам того времени они были уже далеко не юны – ей за тридцать, к тому же она на 5 лет старше избранника, у обоих были внебрачные дети. Брак Морис и Софи-Виктория зарегистрировали 5 июня 1804 года, а чуть меньше месяца спустя, 1 июля, родилась наша сегодняшняя героиня – Амандина Аврора Люсиль Дюпен, которую в семье коротко называли Авророй.

Мать Авроры, хоть и поселилась в имении свекрови (Ноан во Франции), но общего языка с ней найти не смогла. И вскоре, когда умер Морис Дюпен, Софи-Виктория уехала из его богатого дома и от его матери, но дочь Аврору оставила там, не желая, чтобы та потеряла полагающееся ей наследство.

Юная Аврора очень страдала от разлуки с матерью, виделись они редко, да и мать становилась все более равнодушной и холодной к дочери, в очередной раз занимаясь устройством своей личной жизни. Помогло Авроре пережить этот период лишь то, что она попала для учебы в католический монастырь. Монастырь стал для нее раем на земле, она стала настолько религиозна, что даже хотела стать монахиней, но духовник, считающий, что веру в Бога можно не забывать и будучи светской дамой, отговорил ее от этого шага.

После монастыря, в возрасте 16 лет, девушка вернулась в бабушке в Ноан. Та же за это время получила удар и была парализована, что означало, что управлять имением теперь будет… сама Аврора. Этот факт, а также ее любовь к литературе и изучению социальных вопросов (Руссо, Аристотель, Шатобриан, Монтескьё, Паскаль), обожаемые конные прогулки, во время которых она всегда была в мужском костюме – все это дало богатую почву для пересудов соседей: мол, человек ее пола и возраста не может быть столь самостоятелен и столь попирать общепринятые устои.

…И вот Авроре 17. Пора думать о замужестве. Бабушка недавно скончалась, мать настаивает на браке с влиятельным, но совсем не симпатичным Авроре человеком, а за непослушание грозит заточить в монастырь. И Аврора… нет, не соглашается! Она бунтует, мучает себя, нервничает – и, в конце концов заболевает от всех этих неприятностей. Она чувствует себя одинокой, но считает, что женщина должна выбирать свою судьбу сама, что, конечно, не находит поддержки ни у матери, ни среди ближайшего окружения – на дворе 1821 год.

Наконец однажды в гостях она знакомится с подходящим, как она думает, человеком – Казимир Дюдеван кажется ей свободолюбивым и необычным: признается в любви сам, попирая традицию передать известие о своих чувствах через родных. И Аврора наконец решает выйти замуж.

…Однако в семейной жизни муж оказался несколько другим человеком: Аврора слишком преувеличила его оригинальность. На деле муж – пусть и хороший отец, и честен с женой, довольно скучен. Лучшее развлечение для него – это охота и пирушки. Книги, музыка, искусство – все то, что интересует Аврору, мужа абсолютно не занимает. Когда же она осознает это, то погружается в меланхолию, чем лишь вызывает раздражение супруга.

Аврора (теперь уже Дюдеван) начинает менять любовника за любовником, объясняя это тем, что муж ее не понимает. Осенью 1828 у нее рождается дочь Соланж (причем, как уверены биографы, это был внебрачный ребенок от Стефана Ажассон де Грансаня, который некогда преподавал ей анатомию), а уже спустя пару лет она уезжает за своим очередным любовником, литератором Жюлем Сандо, в Париж. Напоследок обещает мужу, что будет проводить полгода в Париже, полгода дома, чтобы сохранять видимость брака – к слову, брака, который уже никому не нужен: у мужа тоже есть свои любовные связи.

Здесь, в Париже, она и начинает писать, начав с романа «Эме». Причина, по которой это случилось – банальна: не хватало денег. Из дома она взяла очень мало, снимала дешевые комнаты, жила более чем скромно, но хотела самостоятельной жизни и возможности выбирать. В этом дешевом жилье и рождались ее первые произведения. Некоторое время она работали над произведениями вместе с любовником, но потом, когда Аврора стала писать сама, то сохранила в качестве псевдонима его видоизмененную фамилию (Санд вместо Сандо) и добавила мужское имя Жорж, что стало для нее олицетворением сбрасывания рабского ярма, которое навешивало общество того времени на женщину.


Путь Жорж Санд

Она очень быстро определилась с тем, о чем будет писать: в центре почти всех произведений – женщина с ее переживаниями. В ее времена эти произведения казались слишком либеральными, скандальными и даже вульгарными, позднее же критики пришли к мнению, что Санд можно считать основательницей нового литературного течения под названием психологический романтический роман: действующих лиц и внешних событий здесь мало, все происходит в душе, внутри. И, как правило, внутри женщины. Так, это может быть повествование об ограничениях, которыми связана замужняя женщин; о том, как героиня разрывает связь с нелюбимым мужем и становится свободной; как наравне с мужчинами бывает в обществе и самостоятельно (а не под принуждением) выбирает себе мужей или даже любовников.

И Санд знала, о чем писала – любовных связей у нее было множество. Причем среди ее любовников были и известные люди: французский поэт Альфред де Мюссе, итальянский врач и литератор Пьетро Паджелло, затем последовали почти десятилетние отношения с польским композитором Фредериком Шопеном…

А между тем рождались все новые и новые произведения Санд – многие из которых вызывали небывалый ажиотаж вплоть до жуткого неодобрения – «Роз и Бланш», «Лелия», «Ускок», «Индиана», «Жак», «Странствующий подмастерье», «История моей жизни», «Консуэло»… Всего же Жорж Санд оставила более 100 романов и повестей, 18 драм, множество статей, автобиографию, около 18.000 писем. Даже в самые трудные времена (в психологическом плане) она работала не покладая рук, отдавая литературному труду по 8 часов в день.

Скончалась Жорж Санд в 1876 году в своем поместье в Ноане.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.