В наше время никого не удивишь гражданскими браками, а девушка, до свадьбы не имевшая сексуальных отношений, – скорее исключение, чем правило.
Вместе с тем принято считать, что наши предки были в этом плане куда более целомудренны. Но это лишь заблуждение…
Да, среди аристократии приличия в добрачных отношениях, возможно, и соблюдались (и то далеко не всегда). А вот у простонародья такие отношения считались нормой. Еще в древности возник обычай так называемых «пробных ночей», когда девушка соглашалась на интимные встречи с ухажером, дабы проверить, насколько он годится ей в мужья…
В Средневековье эта традиция распространилась по всей Европе. Конечно, вы слышали о так называемом «праве первой ночи», когда сеньоры вступали в интимные отношения с дочерьми своих вассалов, прежде чем те выходили замуж. Но это скорее миф, а вот «секс на пробу» действительно имел место.
В брошюре немецкого исследователя Фишера приводится такое описание: «Почти во всей Германии, особенно которая именуется Шварцвальдом, среди крестьян держится обычай, в силу которого девушки уступают своим ухаживателям еще задолго до свадьбы права, принадлежащие только мужьям. Но было бы совершенно неправильно думать, что эти девушки лишены нравственности и расточают свою любовь безо всякой сдержанности всем своим любовникам. Ничего подобного. Деревенская красавица умеет так же экономно распоряжаться своими прелестями и окрашивать редкие моменты наслаждения такой же сдержанностью, как любая барышня, сидящая за туалетным столиком. Как только деревенская девушка достигает зрелости, за ней начинают ухаживать парни, и тем в большем количестве, чем больше у нее достоинств, пока они не заметят, что один среди них пользуется ее особенными симпатиями. Тогда они все исчезают, и счастливец имеет право посещать ее по ночам. Однако он плохо соблюдал бы романтическое приличие, если бы вошел к ней через дверь. Деревенский этикет требовал, чтобы он совершал свои ночные визиты через окно под крышей. Этот нелегкий подвиг доставляет любовнику первоначально только то преимущество, что он может поболтать несколько часов с девушкой, лежащей в постели совершенно одетой, застрахованной против всех козней Эроса. Когда она засыпает, он обязан покинуть ее, и только постепенно их беседа становится оживленнее. Впоследствии девушка предоставляет ему возможность среди всевозможных шуток и забав в деревенском духе удостовериться в ее скрытых прелестях, позволяет ему застать ее в легком одеянии и, наконец, разрешает ему все, чем женщина может удовлетворить чувственность мужчины».
Далее автор оговаривается, что правила современных ему приличий не позволяют вдаваться в подробности. Хотя куда уж больше… Затем он считает нужным все-таки растолковать: «Многое можно угадать уже по названию “пробные ночи”… Часто девушки отказывают любовнику в последнем доказательстве любви до тех пор, пока тот не прибегнет к насилию. “Пробные ночи” продолжаются до тех пор, пока обе стороны не убедятся в своей пригодности к браку или пока девушка не забеременеет. Только после этого крестьянский парень официально сватается, и помолвка, а потом свадьба быстро следуют друг за другом. В тех деревнях, где господствуют патриархальные нравы, парень нечасто покидает беременную девушку. В противном случае он навлек бы на себя ненависть и презрение всей деревни. Зато очень часто бывает, что молодые люди расходятся после первой или второй “пробной ночи”. Девушка не рискует потерять свою репутацию, так как вскоре появляется другой парень, готовый сызнова начать свой роман. Только если “пробные ночи” несколько раз подряд не приводят к браку, девушка может попасть в двусмысленное положение. Деревенская публика считает себя тогда вправе предположить, что у нее есть какие-нибудь скрытые недостатки…»
Фишер даже добавил такую подробность: «Крестьяне считают этот обычай настолько невинным, что часто, когда священник спрашивает их о здоровье дочерей, они в доказательство того, что те растут и процветают, откровенно и с отеческой гордостью отвечают, что их дочки уже “принимают ночных посетителей”».
Такова была забота о крепости будущей семьи: мол, выбирай супруга тщательно, «впритирку». Ведь и в наше время многие браки распадаются из-за сексуальной несовместимости… Между тем, еще одним обычаем того времени являлись так называемые «пояса Венеры», которые больше известны нам как «пояса целомудрия». Это устройство из цепочек и ремешков, запиравшееся очень сложным замком, навешивалось на женские бедра, и ключ находился в руках мужа, жениха или любовника. Впрочем, из описаний известно, что торговец, продававший мужьям «пояс целомудрия» за большие деньги, в то же время продавал их женам за не меньшие деньги второй ключ. Поясами пользовались во всех странах в продолжении столетий, сейчас их можно увидеть в музеях.
Несмотря на кажущуюся распущенность нравов, религия и мораль свято блюли главенство мужа в семье. Непослушную жену муж имел право наказывать телесно. В одном из германских городов жена, побившая мужа, должна была прокатиться верхом на осле, лицом к хвосту. Если же муж оказывался «под башмаком» у властной жены, его могли даже посадить в тюрьму… Словом, все делалось для укрепления брака и семьи. Кто жил в браке «по правилам», тому открывались в будущем небеса, а кто нарушал «правила» – тем грозил ад.
Вот такой противоречивой была мораль наших предков. С одной стороны, допускались прелюбодеяния, с другой — от женщин требовали покорности и послушания спутнику жизни. Есть над чем задуматься сегодня…
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.