Сон — это не просто отдых для тела и мозга.
Он улучшает нашу память и мышление, а также способствует другим полезным вещам. Итак, что же полезного происходит с нами во время сна?
Спокойно, перезагрузка!
Ученые предполагают, что во сне мозг избавляется от лишней информации и упорядочивает необходимую. Если же человек не поспит более 17 часов, у него начнет путаться сознание, ему трудно будет усваивать новую информацию и тем более запоминать ее.
Недосыпание вредно и для фигуры. Именно недостаток сна может привести к появлению лишних килограммов, так как именно во время сна наш организм вырабатывает гормоны, регулирующие аппетит.
Обучение во сне
Наверное, многие слышали о том, что во время сна можно усваивать знания, например, запоминать проработанный накануне материал, готовясь к экзаменам, или учить иностранные языки.
Эффективность методики показал недавний научный эксперимент. Группу немцев, решивших изучить с нуля голландский язык, разделили на две части. Членам первой команды, пока они спали, включали запись с недавно выученными словами на голландском. Вторая команда не слушала никаких записей. Причем участникам не сообщили об эксперименте. Впоследствии оказалось, что первая часть группы сделала большие успехи в изучении новых слов.
Затем, чтобы подтвердить чистоту эксперимента, была набрана третья команда, члены которой должны были прослушивать иностранные слова во время прогулки. Однако они хуже усваивали голландский, чем «спящая» команда.
Эксперты полагают, что все дело в фазах сна. Так, есть фаза медленного сна, во время которой происходит усиленная работа мозга, и кратковременные воспоминания сохраняются в область долговременной памяти. Когда исследователи проверили активность мозга испытуемых с помощью энцефалографии, то энцефалограммы тех, кто слушал иностранные слова во сне, показали большую активность так называемых медленных волн, которая, очевидно, и способствовала лучшему запоминанию учебного материала.
Оказалось, что во сне можно обучиться и игре на музыкальных инструментах. Как выяснилось, если человек слышит мелодию во сне, то он запоминает ее лучше, чем если бы услышал ее наяву.
В процессе эксперимента группу людей обучали игре на гитаре по методике, заимствованной из видеоигры Guitar Hero. После каждого занятия участникам предлагали поспать. При этом их разделили на две подгруппы, одной из которых во время сна проигрывали разучиваемую накануне мелодию, а другой ничего не проигрывали. Когда все они проснулись, им ничего об этом не рассказали. Тем не менее, первая подгруппа показала лучшие результаты, чем вторая.
Система маркеров
Необходимость запоминать факты, даты и прочую информацию важна для любого учебного процесса. Ранее ученые выяснили, что наш мозг «маркирует» важную информацию, отделяя ее от несущественной. «Помеченные» воспоминания записываются в долговременную память, а «непомеченные» хранятся в кратковременной и быстро заменяются новыми. Но система «маркировки» может давать сбои, и тогда мы забываем то, что для нас действительно важно.
Оказывается, если процесс запоминания ассоциируется для нас с каким-либо звуком или запахом, при повторном прослушивании или вдыхании мы запоминаем нужный факт гораздо лучше.
В частности, это показали опыты с группой добровольцев, которых просили размещать иконки на экране компьютера. При размещении каждой иконки компьютер издавал определенный звук, соответствовавший объекту, изображенному на иконке. Затем испытуемым предлагали вздремнуть. Пока они спали, экспериментаторы воспроизводили звуки, соответствовавшие значкам на экране. По пробуждении людей просили вспомнить объекты, с которыми они имели дело. Те, кто слышал звуки, справлялись с задачей успешнее. Аналогичным образом завершились и эксперименты, в которых звуки заменялись цветочными ароматами.
И от кошмаров есть польза
Недавно Изабелль Арнульф из Сорбонны и ее коллеги экспериментальным путем доказали, что студенты, которым снятся кошмары о провалах на экзамена, обычно получают более высокие баллы.
Исследователи привлекли к своему проекту 700 студентов, обучавшихся на первом курсе медицинского факультета. На следующий день после итогового экзамена за семестр участникам дали заполнить опросник, в котором им предлагалось рассказать о своих снах в ночь перед экзаменом и о том, снились ли им сновидения, связанные с экзаменами, в течение учебного года.
Оказалось, что в ночь накануне экзамена сны видели 44,1% респондентов, при этом в большинстве случаев в сновидениях фигурировал именно экзамен. Чаще всего содержание снов было связано с различными проблемами – спящие опаздывали на экзамен, не могли ответить на вопросы билета или им во время письменного ответа доставалась ручка без чернил… При этом 73,4% студентов видели подобные сны еще во время семестра.
После этого специалисты изучили экзаменационные ведомости. Оказалось, что чем чаще испытуемым снились кошмары на тему экзаменов, тем лучше они их сдавали. Тогда как те, кто во сне «сдавал экзамен», но не испытывал кошмаров, получали не больше баллов, чем те, кому экзамены вообще не снились. Самые высокие баллы получили пять добровольцев, чьи «экзаменационные» сновидения были наиболее страшными.
Возможно, наши сновидения являются своеобразным тренингом, который помогает нам готовиться к реальным жизненным ситуациям…
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.