Прически германского Северного Возрождения

В XIV-XVI вв. искусство ВозрожденияВ Италии расцвели работы Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Однако интерес к искусству Античности и естественным наукам проявляли не только в Италии. Чуть позже и севернее Италии средневековое искусство претерпело изменения – в Германии и Нидерландах. Такое искусство получило название искусства Северного Возрождения. В отличие от итальянского, оно больше опиралось на народные мотивы и влияние прошлого, в частности готики, чем на традиции Античности.

Альбрехт Дюрер, «Автопортрет», собрание в Старой пинакотеке, Мюнхен

Ведущие страны Северного Возрождения — Нидерланды, например, художник Иероним Босх, и Германия, например, художник Альбрехт Дюрер.

Как и искусство, в странах Северного Возрождения претерпели изменения и костюм, и прически. В отличие от Италии, многое было позаимствовано из… Средневековья.

Мужская мода на волосы в Германии эпохи Северного Ренессанса (XV-XVII века) .

Мужчины предпочитали носить длинные волосы – до плеч или лопаток. Передняя часть волос была прямой челкой. В зависимости от предпочтений волосы могли быть либо прямыми, либо волнистыми.

Во время охоты и путешествий мужчины имели прическу с заложенными назад волосами и открытыми ушами.

Альбрехт Дюрер. «Автопортрет». 1498

Носили более редко прическу «колба», модный в Италии стиль, эллипсовидный с локонами немного длиннее линии плеч.

Крестьяне и солдаты носили стрижки «пейзанки», существовавшие ещё с времён Средних веков.

С конца XVI века испанский стиль становится популярным в Северной Европе. Возникают короткие стрижки в испанском стиле и небольшие бородки острой формы.

В Германии в то время носили как борода, так и усы. Но существовало правило: мужчины отращивали либо бороду, либо усы. Бороды имели самые разные формы – остроконечные (по-испански), круглые, клинообразные, раздвоенные.

Портрет Мартина Лютера кисти Лукаса Кранаха Старшего.

Модники иногда носили бороды с шерстью только на одной щеке, другую выбривали. Такие бороды быстро стали объектом насмешек и исчезли из моды.

Модные укладки женщин Германии эпохи Северного Ренессанса (XV-XVII века).

Среди самых популярных женских немецких укладок преобладали различные варианты плетений. Использовались и ненатуральные косы. Зато настоящие красавицы должны были иметь свои, собственные, длинные и густые волосы.

Фламандская школа. «Портрет Маргариты, графини Фламандской, супруги Филиппа Смелого». 16 век. Музей богадельни Контесс, Лилль. Женские прически и головные уборы Германии той эпохи схожи с аналогичными элементами голландской и фламандской моды.

Девушки заплетают височные косы. Замужние женщины заплетают волосы в косы и укладывают их в сложные фигуры вокруг головы или над висками: типа «короны» (коса обвивается вокруг головы), типа «бараночек», «улиток» (косы укладываются в виде спирали со стороны правого и левого виска).

Мастер Кастелльского Рождества «Портрет дамы» (фрагмент). 1450-е годы. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Волосы собранные в косу вокруг головы.

Интересно, что в суде девушки и женщины, давая присягу говорить только правду, клялись собственными косами. Наматывали косы на левую руку, которая клалась на грудь. Правую же руку клали на жезл судьи, принимавшего присягу.

С конца XVI века в немецких княжествах всё больше становятся популярными высокие причёски, вдохновлённые испанскими и французскими модами.

«Юдифь с головой Олоферна», Лукас Кранах Старший, Государственная галерея Штутгарта.

Головные уборы

В качестве головного убора преимущественно носили барреты – четырехугольные шапочки из Средневековья. Все сословия предпочитали такие головные уборы. В XV веке барреты были мягкими, небольшими с отгибающимися полями. К XVI веку размеры увеличились, а поля охватывали всю окружность головы. Украшали их золотыми бляхами, булавками и шнурами. Форма становилась все более плоской со временем.

Круглая барретка. Пинтуриккьо «Портрет мальчика» (фрагмент). Ок. 1500. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Женщина в высоком головном уборе. Ганс Мемлинг «Портрет мужчины в красной шляпе». 1470. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне.

К концу шестнадцатого столетия в мужскую моду вошли фетровые шляпы с узкими полями, имеющие форму высокого конуса.

Альбрехт Дюрер. Жена Альбрехта Дюрера, Барбара Хольпер, из Нюрнберга, хранится в Немецком национальном музее.

В качестве головных уборов женщины предпочитали чепцы разных форм, платки, покрывала и свернутые в виде чалмы (мода из Венеции) шляпы из фетра. Также популярны были «старые» средневековые головные уборы – эннен и горж.

«Портрет жены донатора», фрагмент гентского полиптиха «Гентский алтарь» (правая нижняя панель в закрытом виде), художник Ян ван Эйк, 1432 год. Хранится в Соборе Святого Бавона, Гент. Белое покрывало.

Ганс Мемлинг «Молящаяся донаторша Катерина Канальи с архангелом Михаилом» (фрагмент) — «Страшный суд» (правая панель триптиха, обратная сторона). 1473. Музей в Поморске, Гданьск.

«Девушка с гвоздикой», фрагмент диптиха «Аллегория настоящей любви и лошадей» (левая панель), Ганс Мемлинг, 1485—90. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Эннен

В старости дамы всегда надевали на головы светлые ткани, подобные покрывалам.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.