Прически эпохи Людовика XIV в стиле барокко

Государство – это я.Людовик XIV

Французы называли своего короля Людовика XIV «Королем-солнцем». В 1643 году Людовик из династии Бурбонов стал королём Франции в возрасте меньше пяти лет. Регентом при сыне была назначена мать Анна Австрийская. Отцом Людовика XIV был Людовик XIII, известный по книге А. Дюма «Три мушкетера».

Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701В парике.

Эпоха Людовика XIV нашла отражение в литературных произведениях и кино. В начале XX века вышла серия романов про Анжелику (авторы Анн и Серж Голон), повествующая не только о судьбе героини, но и о времени правления «короля-солнца».

Семнадцатый век — время правления Людовика XIV, эпоха господства в искусстве. стиля бароккоЧтобы узнать о стиле барокко, нужно лишь посетить оперный театр.
Барокко — это избыток роскоши, внушительные размеры, использование тяжелых и дорогих материалов. Барокко — стиль дворцов, эпоха пышных пиров и безрассудного веселья.

Кадр из фильма «Анжелика и король»Прически XVII века

Красота также играла важную роль – мужчины и женщины предпочитали изысканные наряды, дорогие украшения и большое количество косметики. Во время барокко мужчины носили рюши, банты и чулки. Никогда ещё силуэт мужского костюма не был таким женственным, а ухаживать за внешностью с помощью помад, пудры и духов стало обязательным для мужчин. Платья дам делали всё шире и глубже вырезами, прически становились всё больше по размеру, украшая их невероятным количеством украшений. В XVII веке вернулись к ношению париков.

Мужские прически эпохи барокко

В начале XVII века короткие стрижки, популярные благодаря моде на высокие воротники, оставались востребованными.

Шарль Антуан Куапель. Рисунок Мольера. Причёска из длинных локонов и усы «шевалье» — тонкая полоска над верхней губой, кончики усов закручивались.

Во второй половине XVII века в моду вошли прически из длинных волос – волосы завивали, подвязывали бантами. Это было связано с появлением отложных воротников, подобных тем, что носили мушкетеры. Примером такой прически стала «а-ля каденетт», названная в честь герцога Лотарингского Каденетта. Состояла она из подстриженных «лестницей» волос, ровно разделенных на две части. С левой стороны была завязана тонкая косичка, украшенная бантом и драгоценностями. Плюс на лоб опускалась небольшая ровная челка.

Портрет молодого короля Людовика XIV, исполненный Шарлем Лебреном в 1661 году.

В эпоху Людовика XIV мужчины продолжали украшать прическами из длинных волос, но теперь это были уже не собственные волосы, а парики.

Кадр из фильма «Анжелика и король»Парик и усы «шевалье»

Парики были пышными и с завивкой. Способ крепления волос к маленькой шапочке, обтянутой шелковой тонкой сеткой, изобрел королевский лейб-медик Эрве. Самыми дорогими считались парики из натуральных волос. Волосы для париков могли продавать нищенки или заключенные, волосы которых (при условии их хорошего качества) остригались насильно. Очень ценились парики с белокурыми локонами. Одно время их могли носить только члены королевской семьи. Отсюда появилась мода осветлять, а именно посыпать пудрой парики других цветов. Франция торговала своими париками. Французские парики покупали и при российском дворе. К слову, доходы от продажи париков были существенной графой в казне Франции.

Женские прически периода барокко

Существовали также женские парики. Женщины предпочитали делать прически из собственных волос, иногда дополняя их искусственными локонами.

Каспар Нетшер. Портрет леди Филиппы Стонтон, 1668 год. Причёска, напоминающая причёску «Мадам Севинье».

Во время правления юного Людовика XIV женщины носили детские прически. Так, популярной была прическа «аль-анфан», имитирующая детскую укладку с локонами, собранными лентой.

В середине XVII века популярна была прическа маркизы Севинье – завитые волосы, собранные в пучки вокруг головы. Королева Анна Австрийская привела в моду прическу «фейерверк»: спереди волосы укладывались плоско, а сзади собирались в массивный пучок, на плечи спускались змеевидные и штопорообразные локоны.

В 60-х годах XVII века модными были прически «Мария Манчини». Название дама получила в честь итальянской аристократки. Она заключалась в укладке двух полушарий из мелких завитых локонов волос над ушами. Похожа по силуэту была и прическа «юрлю-берлю», популярная в 70-х годах XVII века. Ее авторство принадлежит Мартине, первой известной женщине-парикмахеру в истории.

Художник Каспар Нетшер. 1678 год. Елена Катарина де Витте. Прическа «юрлю-берлю»

Самой популярной прической был «фонтанж». По легенде, ее придумала фаворитка Людовика XIV Анжелика де Фонтанж. Ее волосы растрепались во время охоты, и она просто завязала их подвязкой с драгоценностями в высокий пучок на макушке. Людовик XIV был восхищен этой прической и сделал Анжелике комплимент. После этого все придворные дамы стали украшать головы подобным образом. Прическа «фонтанж» имела множество вариантов – ее главное отличие — высота (завитые локоны, расположенные горизонтальными рядами надо лбом) и множество украшений. Также существовал одноименный головной убор – высокий чепчик «фонтанж».

Мария Анжелика де Фонтанж

Портрет французской королевы Марии-Антуанетты в причёске «фонтанж».

Прическа «фонтанж»

В завершение царствования Людовика XIV дамские причёски приобретают меньшую пышность. Популярной становится прическа «смирение» — волосы тщательно приглаживаются назад, формируя пучок на затылке.

Восемнадцатом веке Франция становится лидером моды. Французский двор определяет тренды для всех королевских дворов Европы.
Париж, являясь столицей Франции, в XVII веке получает титул столицы моды и его сохраняет до настоящего времени.

Вероника Д.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.