______________________________
Президент республики по достоинству оценил торжественную программу, отметив: «Созданный благодаря интеллектуальному потенциалу и самоотверженному труду нашего народа, этот комплекс стал еще одним ярким достижением на пути построения Нового Узбекистана. Поздравляю всех вас с таким современным, великолепным архитектурным комплексом, возведенным в древнем и вечно молодом Самарканде. Пусть долгие века он служит нашему народу!»
В мероприятии были задействованы лучшие узбекистанские и международные деятели культуры и искусства, хореографы, продюсеры, художники по звуку, свету и костюмам. Всего около 700 человек. Режиссёром-постановщиком праздничного мероприятия стал Андрей Болтенко, режиссёр «Евровидения 2009» и Церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Сценографом шоу выступил Зиновий Марголин, четырехкратный лауреат премии «Золотая маска» в послужном списке которого работы в Большом и Мариинском театрах, в МХТ им. А.П. Чехова, в Московском театре «Новая Опера» и на многих других мировых площадках.
Торжественное событие развернулось в историко-этнографическом парке Вечный город, расположенном на территории комплекса Silk Road Samarkand. Здесь, на берегу гребного канала, была установлена сцена весом 300 тон и высотой 18 метров. Несмотря на масштабы, сооружение способно выполнять поворот вокруг своей оси всего за одну минуту. Для того чтобы это стало возможным были приглашены специалисты со всего мира; около 90 автобусов приехало в Самарканд, чтобы собрать конструкцию в сжатые сроки. Декорации к шоу представляют собой прототип средневековой обсерватории Мирзо Улугбека. До сих пор туристам была доступна лишь малая часть общей идеи автора – исторический памятник, расположенный в Самарканде. Однако творческая группа шоу длительное время изучала реальные чертежи и наброски великого деятеля, после чего соорудила декорации, которые демонстрируют зрителям обсерваторию, приближенную к первоначальному замыслу Улугбека. «Работа над проектом позволила мне окунуться в невероятную культуру Узбекистана, о которой я ничего не знал раньше, – делится впечатлениями сценограф Зиновий Марголин, – первоначально у меня был страх самозванца, казалось, что мы видим все немного иначе, через свою призму, но, благодаря коллегам из Узбекистана, нам удалось найти важные культурные коды и воплотить их в этом шоу».
Автор идеи и куратор проекта «Вечного города», современный художник Узбекистана, Бобур Исмоилов, стал одним из идейных вдохновителей сюжета постановки: «В начале подготовки к шоу были изучены всевозможные материалы: от национальной музыки и исполнителей до традиций нашего народа. В какой-то момент родилась сказка о молодом гончаре, который создаёт Вечный город. Мы переложили её на бумагу. Сегодня эта сказка превратилась в быль, чему я очень рад», – говорит Бобур Исмоилов.
Жанр представления определить достаточно сложно. «Это не концерт и не церемония в привычном формате, – признаётся Андрей Болтенко. Точнее всего, наверное — это музыкальный спектакль. Здесь существует и балет, и фольклорный танец, и классический западный оркестр, и фольклорная инструментальная музыка. По идее, все эти артисты никогда не должны были встретиться на одной сцене, но благодаря проекту, это произошло. Мы хотели сделать шоу, которое могло бы существовать вне времени, средневековое по содержанию и современное по форме».
Для участия в шоу были приглашены одни из самых талантливых музыкантов Узбекистана. Задача, которую режиссёр поставил перед всей творческой группой – создать вневременной музыкальный материал, который мог бы существовать и сотни лет назад и в настоящее время. Часть музыки к шоу написал Сами Юсуф – всемирно известный автор и исполнитель восточных песен, названный газетой The Guardian «самой крупной британской звездой на Ближнем Востоке». В программе прозвучал оригинальный материал автора, в том числе, два произведения на стихи Алишера Навои, остальное – это инструментальная музыка, которую Сами Юсуф написал впервые в жизни.
Шоу однозначно можно назвать выдающимся архитектурным и жанровым экспериментом, который удалось реализовать, благодаря слаженной работе лучших специалистов из Узбекистана, России, Беларуси, Австралии, Эстонии, Голландии и Британии. «Здесь всё сложилось: Вечный город – собирательный образ Узбекистана, сцена – обсерватория Улугбека, которая является органическим продолжением пространства и может стать в будущем уникальным многофункциональным театральным пространством. У зрителей появилась возможность соприкоснуться с национальным колоритом и культурой всех регионов Узбекистана, находясь, при этом, в одном месте», – подытожил Андрей Болтенко.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.