Праздник с многовековой историей — Масленица

Праздник с многовековой историей - Масленица

Пожалуй, не было и нет на Руси другого праздника, так неразрывно связанного с народной историей и тысячелетними традициями. Учрежденная в XVI веке «отцами церкви» мясопустная (сырная) седмица задумывалась как православный церковный праздник, последняя неделя подготовки к Великому посту, за семь дней которой, с понедельника по «прощеное» воскресенье, надлежало больше внимания уделить общению с родными и близкими, творить милосердные дела, покаяться в грехах и попросить прощения, укрепившись, таким образом, душой и телом, и подготовиться к испытаниям шести седмиц поста.

Конечно, возник этот церковный праздник не на пустом месте, а явился итогом многолетней и зачастую безуспешной войны церкви с языческими праздниками и обрядами, и должен был вытеснить запрещенную Комоедицу – языческий праздник встречи весны и начала древнеславянского нового года, посвященный богу-Солнце Ярило и широко отмечавшийся в течение двух недель, до и после Дня весеннего равноденствия. Церковники даже вынуждены были пойти на некоторые уступки: так, в ходе постной сыропустной седмицы, после предшествующего воскресенья «мясного заговенья», есть мясо запрещалось, однако разрешено было употреблять в пищу рыбу, молочные продукты и сливочное масло. Собственно, отсюда и пошло народное название праздника – Масленица.

Жизнь, как обычно, внесла свои коррективы в празднование народной Масленицы, люди не пожелали отказываться от традиций предков. Введенный церковью праздник, по сути, превратился в два разных – церковную сыропустную (сырную) седмицу и народную Масленицу. Внес свою лепту в это и Петр I, своим царским полушутливым Указом повелевавший отмечать Масленицу как светский праздник, на манер карнавала (петровский «Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор»). И хотя церковь не устает подчеркивать, что праздник Масленицы не имеет с Комоедицей ничего общего, отголоски последней видны и в обычае кататься с ледяных горок или в санях, запряженных русскими «тройками», и в главных символах праздника – блинах, ватрушках и круглых баранках (символы Солнца), в народных гуляньях и в сжигании в последний день праздничной недели чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как ошибочно считают многие).

Каждый день недели Масленицы имеет особое название и значение:

«встреча» — понедельник (7 марта); пекутся первые блины и самый первый должен стать подношением богам :«Первый блин комом», помните? Ком – божество греческой мифологии, покровитель дружеских пирушек. Блин с особым заговором выносят на крыльцо дома и оставляют там на ночь. Делается и наряжается чучело Зимы, водружается на шест и катается в санях;

«заигрыши» — вторник (8 марта), день традиционных гаданий. Считалось, что можно определить характер парня по тому, какие блины он предпочитает. В этот же день начинались народные гуляния, представления с ряжеными, катания на тройках;

«лакомка» — среда (9 марта); в этот день ходили «к теще на блины», коих на столе должно было быть великое множество: сладкие, соленые, с различными начинками. Праздновали в этот день тихо, по семейному.

«разгуляй» — четверг (10 марта); с этого дня начинается «широкая Масленица» и продолжается до «прощеного воскресенья». День всевозможных мужских забав: битвы за снежные крепости и кулачные бои, лазание по шесту, смазанному жиром, за наградой на его верхушке;

«тещины вечерки» — пятница (11 марта); теперь уже зятья приглашали тещу в гости на блины, отведать угощение. При этом теща с вечера присылала зятю все нужное для блинов, а тесть одаривал мешком гречки и сливочным маслом.

«золовкины посиделки» — суббота (12 марта); в этот день молодые жены звали в гости сестер мужа и обязательно одаривали их подарками;

«прощеное воскресенье» — 13 марта, последний день Масленицы, называемый еще «проводы». В этот день праздничные гуляния заканчиваются, на ледяных горках разжигают костры, чтобы растопить лед и прогнать зимний холод, сжигают и чучело Зимы. Люди при встрече просят друг у друга прощения за вольные и невольные обиды, чтобы встретить предстоящий пост чистыми душой и сердцем.

И, конечно, какая же Масленица без блинов? Настоящие русские блины готовили из дрожжевого теста, секрет их приготовления был у каждой хозяйки свой, ревностно охранялся и передавался от матери к дочерям. Пекли блины из разной муки (пшеничной, гречневой и других), со всевозможными разрешенными начинками – икрой, рыбой, сыром, яйцами, медом и вареньями, с припеком и без, насколько у хозяйки хватало фантазии.

Сейчас блины на Масленицу пекут любые: обычные налистники (без разрыхлителей), с гашеной содой, дрожжевые, оладьи, со множеством начинок и из разной муки. Можно добавить в тесто для блинов мелко рубленную зелень, нарезанный тонкими полосками сладкий перец или тертую морковь (идея Марины Малютиной, они на фотографии превью) – такие блины не только вкусны, но и очень красивы.

Можно подать блины, к примеру, со… шпротами, кстати, это очень вкусно! Всегда актуальны грибные начинки, как вариант, с яйцом и жареным луком. Расходятся «на ура!» налистники с тушенной кислой капустой или со сладким творогом и изюмом. А сколько способов завернуть блинчики – трубочки, конвертики, треугольники, если есть желание, можно собирать целые «блинные торты», перекладывая блины в них разными начинками.

И в заключение – несколько рецептов блинов.

Блины дрожжевые «царские» (на пшеничной муке)

— мука – 3 стакана;
— молоко – 3,5 стакана;
— дрожжи свежие – 25 г (или 3 ч. л. сухих);
— яйца – 3 шт.;
— масло сливочное – 100 г;
— сливки (не менее 30%) – 150 г;
— соль, сахар – по вкусу.


Приготовить опару:
в теплом молоке растворить дрожжи и сахар, всыпать 1,5 стакана муки, хорошо вымешать и оставить подходить в теплом месте. Когда опара поднимется, добавить в нее 3 желтка, растертых добела с мягким маслом, еще раз перемешать. Оставшуюся муку смешать с солью и постепенно всыпать в опару, снова хорошо вымешать и поставить в теплое место на 45 минут. Отдельно взбить белки и сливки, соединить. Ввести эту смесь в подошедшее тесто и аккуратно вымешать легкими движениями сверху вниз. Дать тесту еще немного подойти и через 10-15 минут можно выпекать блины. По этому рецепту они получаются очень пышными и нежными, а будет начинка для них сладкой или нет, зависит от количества добавленного сахара.

Блины из гречневой (с добавлением пшеничной) муки

— мука гречневая (заводского помола) – 1 стакан;
— мука пшеничная – 1 стакан;
— молоко – 4 стакана;
— яйца – 3 шт.;
— масло сливочное – 4 ст. л.;
— сахар – 1 ст. л.;
— сода – 0,5 ч. л.;
— соль – по вкусу;
— лимонная кислота или лимонный сок (чтобы погасить соду).

В гречневой муке мало клейковины и, чтобы блины не разваливались и не трескались, смешиваем ее с пшеничной мукой.

Муку высыпать в миску и развести теплым молоком. Добавить яичные желтки, растертые с маслом, солью и сахаром, все тщательно вымешать. Соду растворить в небольшом количестве воды и погасить лимонным соком или лимонной кислотой, добавить «шипучку» к тесту, перемешать. Взбить яичные белки и осторожно ввести их в тесто, сразу же выпекать блины (тесто стараться лишний раз не перемешивать!).

Блины получаются «кружевные», ажурные. К гречневым блинам хорошо подходят соленые начинки (икра, красная рыба). Но можно подать их и с гречишным медом, тоже очень вкусно.

Заварные блины

— вода – 1,5 стакана;
— дрожжи сухие – 2 ч. л.;
— молоко – 4 стакана;
— мука – сколько возьмет тесто;
— яйца – 3 шт.;
— масло растительное – 3 ст. л.;
— сахар – 1,5 ст. л.;
— соль – 1 ч. л.

Вначале завести опару: дрожжи растворить в теплой воде, добавить часть сахара, соль и муку, чтобы тесто было, как на оладьи, довольно густым. Убрать в теплое место на 1 час (за это время опара вдвое увеличится в объеме). Желтки растереть с оставшимся сахаром, соединить с растительным маслом, выложить в опару и хорошо вымешать до однородности. Молоко довести до кипения и тоненькой струйкой при постоянном помешивании влить в тесто. В последнюю очередь добавить взбитые отдельно белки и легко вымешать тесто. Готовые блины получатся пористыми и нежными.

Блины на овсяной муке

— мука овсяная – 1,5 стакана;
— мука пшеничная – 1,5 стакана;
— дрожжи свежие – 30 г;
— молоко – 3 стакана;
— сливки (30%) – 1/2 стакана;
— яйца – 3 шт.;
— масло сливочное – 2 ст. л.;
— сахар, соль – по вкусу.

Молоко чуть подогреть, развести в нем дрожжи. В миске смешать овсяную и пшеничную муку, добавить к молоку с дрожжами и хорошо размешать, чтобы не было комочков. Оставить опару на 40 минут в теплом месте, чтобы подошла. Желтки растереть с солью и сахаром, добавить в опару, затем влить в нее растопленное и слегка остывшее масло. Отдельно взбить белки и сливки, соединить их, выложить в тесто и легко вымешать. Дать тесту подойти еще минут 15 и можно выпекать блины.

Блины из кукурузной муки

— кукурузная мука — 1 стакан;
— кефир (или йогурт без добавок) — 1 стакан;
— молоко — 1 стакан;
— яйца — 2 шт.;
— масло растительное — 3 ст. л.;
— сода — 1/4 ч. л.;
— соль, сахар — по вкусу;
— ванильный сахар — по желанию, если блины будут сладкими.

Муку просеять и смешать с кефиром и растительным маслом. Молоко хорошо нагреть. Взбить яйца и, продолжая взбивать, тонкой струйкой влить в них горячее молоко. В тесто всыпать соду, затем добавить смесь молока и яиц, перемешать.
Готовые блины не получатся очень тонкими, зато у них будет приятный своеобразный вкус.

Веселой и вкусной вам Масленицы!


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.