Фараон в Египте был воплощением Хора, то есть мужчиной. Поэтому во время официальных церемоний царица Хатшепсут часто надевала мужскую одежду и накладную бородку.
Окончание. Начало.
Жречество постоянно напоминало народу о божественном происхождении Хатшепсут. И она на деле оправдывала возложенные на неё надежды.
Хатшепсут закончила восстановление Древнего Египта после нашествия гиксосов, она воздвигла огромное количество памятников по всему Египту.
Хатшепсут не просто провела военные походы в Нубии и Азии, которые завершились победами египетских войск над народами нехси (Нубия) и речену (Сирия), но и лично возглавляла один из двух совершённых во время её правления военных походов в Нубию. Она также контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину.
При Хатшепсут экономика Древнего Египта была на подъёме.
Продолжительное владычество гиксосов нанесло большой ущерб заграничной торговле Египта. Царица поставила своей целью активизировать её и развивать в дальнейшем.
Около 1482-1481 до н. э. царицей Хатшепсут была снаряжена крупнейшая по тем временам военно-торговая экспедиция в страну Пунт, которую называли так же «Земля Бога» за благовониями.
Пунт был так же основным экспортером чёрного дерева. Находилась эта страна предположительно на побережье Восточной Африки
В состав экспедиции входили пять кораблей, 210 матросов под начальством Нехси. На борту кораблей находились различные товары для обмена и большая каменная статуя царицы Хатшепсут, которую египтяне намеривались воздвигнуть в Пунте.
Перед началом долгого путешествия были принесены жертвы богам воздуха, чтобы они послали попутный ветер.
Корабли спустились вниз по Нилу и дальше через канал, шедший из Восточной Дельты через Вади-Тумилат и соединявший Нил с Красным морем.
Царь Парех и царица Ати, правившие тогда Пунтом, встретили членов экспедиции дружелюбно, остались довольны полученными подарками и признали власть царицы Хатшепсут.
Торговый поход завершился благополучно, в Египет экспедиция прибыла без несчастных случаев и потерь.
В ходе экспедиции египтяне закупили в Пунте не только благовония, краску для глаз, древесину, но и слоновую кость, ручных обезьян, собак, мелкий скот, золото, свежие мирровые деревья, рабов и шкуры пантер.
Часть всех товаров царица тотчас принесла в дар Амону, пожертвовала она храму и живую пантеру, специально пойманную для царицы.
Картины этой компании от начала и до конца отражены в рельефах храма в Дейр-эль-Бахри, где художники изобразили флот Хатшепсут, удивительную природу Пунта, его леса с благовонными деревьями, экзотическими животными и домами на сваях. Собрав свой двор, царица сообщила о результатах экспедиции и напомнила им о том, что оракул Амона, повелел ей «устроить для него Пунт в его доме, насадить деревья из Божественной Страны в его саду, у храма, согласно его повелению». «Это было исполнено… – сказала царица, – Я устроила для него Пунт в его саду, совершенно так, какой повелел мне… он достаточно велик, чтобы он мог по нему гулять».
Так прекрасный храм для бога Амона был превращён в миртовый сад, расположенный террасами.
Царицу Хатшепсут называли фараоном строителем. В её правление было построено огромное количество храмов. Это и заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, храм Амона-Камутефа в Карнаке, так же, в Карнаке были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, расширен храм супруги Амона – богини Мут, построена «Красная капелла», предназначавшаяся для ладей Амона, Мут и Хонсу», обелиски в центральной части храма, храм богини Сатет на острове Элефантина, храм Хора в Бухене, скальный храм богини Пахет в Спеос Артемидос.
Были восстановлены разрушенные завоевателями гиксосами монументы в Карнаке и Луксоре.
Проводилась реставрация памятников в Ашмунейне, Кусе, Хебену.
В храме, высеченном в скале в Бени-Хасане, царица написала о своём строительстве и восстановительных работах: «Я восстановила то, что лежало в развалинах. Я воздвигла то, что оставалось неоконченным, с тех пор как азиаты были в Аваре, в Северной Стране, и среди них варвары, низвергая то, что было сделано, когда они правили в неведении Ра».
Но самым известным памятником архитектуры всё-таки является заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, в отдалённой западной части Фив, в древности называвшийся – Джесер – «Священнейший из священных». Зодчий Сенмут возводил его в течение 9 лет.
При царице Хатшепсут богатство Египта приумножалось в разы. В казну текли огромные доходы из внутренних источников, как то дань с обширных владений, царица говорила: «Моя южная граница простирается до Пунта… моя восточная граница простирается до болот Азии, и азиаты в моей власти; моя западная граница простирается до горы Ману (заката)…»
Но, увы, время течёт, никому ещё не удалось остановить или хотя бы замедлить его бег, и даже самые великие из живущих на земле однажды покидают эту землю, не стало и царицы Хатшепсут в 1458 году до н.э. Египетский жрец-историк III века до н. э. писал, что она правила 21 год и 9 месяцев, Секст Юлий Африкан уточняет, что Хатшепсут правила 22 года.
После её смерти пасынок, ненавидевший Хатшепсут, Тутмос III приказал уничтожить всякое напоминание о царице. И, увы, его приказ был исполнен.
К сожалению, сильно пострадал заупокойный храм Хатшепсут, были испорчены его великолепные рельефы.
В храме Сети I в Абидосе в списке царей Египта нет её имени, так же, как нет там имени Эхнатона и его приемников.
Но, тем не менее, Хатшепсут является первой известной женщиной и одним из самых известных египетских фараонов.
Интерес к личности мудрой царицы и правлению Хатшепсуп не утихает. Несмотря на то, что точных сведений о Хатшепсут очень мало, ей по-прежнему посвящаются книги, выходят всё новые как беллетризованные биографии, так и художественные романы.
Интересную гипотезу о Хатшепсут выдвинул Иммануил Великовский, который предположил, что библейская царица Савская это и есть царица Египта, а посещение царя Соломона царицей Савской с посольством отражает экспедицию в Пунт.
Хотя лично мне в эту версию не верится.
Жаль, что всё ещё не изобретена машина времени, и множество тайн остаются неразгаданными, тревожа умы людей и подталкивая их к тому, чтобы попытаться приподнять хотя бы уголочек завесы, скрывающей прошлое, не менее загадочное и манящее, чем будущее.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.