Ах, это постоянное нытье «Мам, мне скучно!» Причем, вне зависимости от возраста дитяти. И мама бросается придумывать ребенку развлечение («Положение обязывает»). А если у нее времени в обрез, то просто сует ему в руки планшет, чувствуя себя при этом настоящей… гм… ехидной. А ведь поскучать ребенку не только не вредно, но и наоборот – полезно!
Родители-перфекционисты зачастую стараются полностью занять все время ребенка: водят его на десяток разных кружков, дома подсовывают различные «развивашки», а когда ребенок устает от всего этого, включают ему мультики (как вариант, образовательную передачу). То есть постоянно придумывают досуг за ребенка. Это приводит к тому, что исследования показывают рост тревожности как у детей, так и у родителей, неизбежно выдыхающихся в этой гонке.
А ведь чтобы ребенок полноценно развивался, ему просто необходимо определенное количество незанятого времени. В котором нет кружков, развивающих занятий, и, конечно, никакого телевизора и вообще ничего, что имеет экран. Детям нужно время, чтобы фантазировать, созидать, изучать и размышлять. Если дети не могут играть на своих собственных условиях, но вынуждены заниматься сложными делами вне школы или детсада, они рискуют просто не стать самими собой, то есть не полностью реализовать заложенный в них природой потенциал.
Скука способствует творчеству
Мне часто было скучно в детстве. Я долгое время была единственным ребенком, а родители, как все в то время, большую часть времени проводили на работе. Компьютеров тогда не было, телепередачи большей частью были унылыми, и я должна была полагаться на свое воображение, чтобы заполнить красками пустой холст своего личного времени. Иногда от скуки появлялось ощущение неприкаянности, но почти сразу же следовало это удивительное чувство открытия, когда я понимала, что могу свободно мыслить и использовать для борьбы со скукой свое воображение.
Скука заставляет нас расширять привычные границы. Она вынуждает нас пробовать новое, и в конечном итоге помогает найти свой талант, свою страсть, свое призвание. Сегодня слишком легко обратиться к компьютеру или планшету, чтобы справиться со скукой. Но тогда как понять, чего тебе хочется на самом деле?
Игра не идет в резюме, но это нормально
У детей должно быть свободное время, чтобы просто играть. Игра способствует развитию уверенности в себе, социальных и когнитивных навыков, психологической устойчивости и многого другого. Ребенок должен играть по своим правилам. Дети получат больше пользы от того времени, которое они проводят за свободной игрой, а не от времени, проведенного по указанию взрослого, совершенствуя навыки, которые, возможно, даже не связаны с их увлечениями.
Трудно определить, насколько полезна та или иная игра, в которую играет ребенок. Что может быть ценного в том, чтобы бросать мячик в потолок, перекладывать камешки или резать газету? Но если мы стремимся подготовить наших детей к самостоятельной, то есть успешной и полноценной жизни (поскольку по большому счету именно умение прокормить себя самому и определяет успешность в жизни), нам нужно сделать шаг назад, чтобы не настойчиво гоняться за навыками, значками и наградами, а сосредоточиться на предоставлении детям возможностей для игры, которые будут побуждать их к открытиям и творческому мышлению.
Вдвоем скучать невозможно
Проблема скуки часто решается нахождением ребенку хоть какой-то компании. Когда дети в количестве больше одного остаются одни, чтобы свободно играть вместе, они учатся общению, сотрудничеству, взаимодействию и критическому мышлению по отношению друг к другу. Именно эти качества, по словам педагогов, необходимы для социального успеха, то есть для того, чтобы уметь выживать в социуме. Впрочем, «компанией» может быть даже не ровесник, или вообще домашнее животное. Польза общения от этого не уменьшается, просто переходит на другой уровень.
Скучающий ребенок не делает тебя плохим родителем
Родители часто чувствуют себя обязанными четко структурировать все свободное время ребенка. Зачастую успех ребенка они считают своим личным успехом. «Пусть мне не удалось стать пианисткой (балериной, футболистом, банкиром), зато вот мой ребенок…»
В своей книге «Как вырастить взрослого» американский педагог Джули Литкотт-Хаймс называет этот набор действий и достижений «детством, внесенным в список достижений». Слишком многие приравнивают занятость к успеху. И хотя некоторые из нас могут осознать ценность более детского подхода, основанного на свободной игре, и приветствовали бы более медленные темпы, бывает трудно покинуть эти американские горки на звание «Родителя года». Мы слишком беспокоимся о том, что кто-то посчитает нас плохими родителями.
Подарите своему ребенку полноценное детство
Недавно в нашем дружеском кругу мы обсуждали, что значит иметь детство, и как мы можем побудить наших детей вести жизнь, обогащенную воображением, творчеством и открытиями. Мы делились воспоминаниями о том, как мы играли после школы во дворах и в домах друзей и вспоминали это как время великого счастья и свободы. Этот тип игры в основном отсутствует сегодня, и мы должны спросить себя, какое детство мы хотели бы для наших детей.
Наша ценность как родителя не измеряется количеством действий, которые мы можем (или не можем) организовать для своего ребенка. Не поддавайтесь желанию побороть себя из-за жалоб отпрыска на скуку или попытаться «решить» проблему. Просто верьте в своего ребенка – и он сам найдет свой путь. Пусть даже речь идет о том, чтобы занять самого себя на полчаса, пока мама готовит ужин.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.