К сожалению, Ронсар для большинства из нас малоизвестен или не известен совсем, как и многие другие поэты. Хотя Ронсар считается одним из величайших поэтов воспевавших любовь и мирную сельскую жизнь.
«Рассудком воевать с любовью – безрассудно.
Чтоб сладить с божеством, потребно божество».
(П. Ронсар)
Жил поэт можно сказать в незапамятные времена в XVI веке. Париж тогда не был ни законодателем мод, ни культурной столицей мира, он был в те времена грязным захолустным городом. Хотя тогда уже его украшал собор Парижской богоматери и некоторые другие шедевры архитектуры Средневековья.
Но именно в XVI веке Франция, как бы начала просыпаться и готовиться к той роли, которую ей предстояло играть на мировой арене несколько веков.
Пьер де Ронсар родился 11 сентября 1524 года в семье небогатого, но родовитого дворянина Луи де Ронсара, придворного Франциска I в замке Ла-Поссоньер, в провинции Вандомуа, что расположена в долине реки Луары.
Отец Пьера был военачальником и участником битвы при Павии.
Детство Пьера прошло в родовом замке.
А затем мальчика отправили для обучения в Наваррский колледж, затем Пьер поступил в парижский колледж Кокрэ, где он провёл почти пять лет и получил блестящее образование.
В коллеже Кокрэ изучали не только гуманитарные науки, поэзию, риторику, эстетику, философию, но и давали глубокое знание иностранных языков. Один из самых лучших педагогов того времени, филолог и поэт Жан Дора прививал ученикам тягу к знаниям, развивал их художественный вкус и понимание прекрасного. Латынь и греческий язык оживали в его устах и вели питомцев в мир древности и красоты.
Благодаря талантливым педагогам и не менее талантливым ученикам, этот коллеж назовут колыбелью новой французской поэзии.
Вместе с Ронсаром в этом колледже учились Ж. Дю Белле, Н. Денизо, Д. Ламбен и другие.
Позднее была сформирована группа из семи французских поэтов – Плеяда. Ведущую роль в ней играл Пьер де Ронсар. За образец была взята александрийская Плеяда, включавшая семь знаменитых греческих поэтов эпохи Птолемея II
Плюсом было то, что юные поэты были влюблены в греческую, римскую, итальянскую литературу, изучали и восторгались ею.
К минусу можно отнести их неприятие родной французской словесности и даже некоторое презрение к ней.
После завершения учёбы юный Ронсар занял должность придворного пажа сыновей, а позднее и сестры короля Франциска I.
Пьер участвовал в состязаниях придворных кавалеров и брал призы по всем видам спорта.
Сопровождал Якова V в Шотландию.
В свите принцессы Мадлен, а потом в качестве секретаря видного дипломата и одного из крупнейших гуманистов своего времени, отца Антуана де Баифа, Лазара де Баиф и благодаря своему знанию семи европейских языков он побывал не только в Шотландии, Англии, но и объездил почти всю Европу.
С 1536 года Пьер Ронсар состоял при особе наследного принца, будущего короля Франциска II.
Перед Ронсаром открывалось блестящее будущее, он мог высоко подняться по карьерной лестнице при королевском дворе.
Но, увы, этому не суждено было сбыться.
Во время своих путешествий он перенёс тяжёлую болезнь.
C 1540 Пьер Ронсар неожиданно стал терять слух. Военная и дипломатическая карьеры стали для него невозможны.
По настоянию отца Пьер принял монашеский сан и вместе с тем посвятил себя глубокому изучению классиков и античной литературы.
В 1546 году в королевской резиденции в Блуа Ронсар встретил красавицу Кассандру Сальвиати, девушку из знатной и богатой флорентийской семьи.
Несмотря на безоглядную влюблённость, у Ронсара не было возможности жениться на любимой девушке.
Кассандра вскоре вышла замуж, имение её мужа располагалось по соседству с замком Ронсара. Но неизвестно встречались ли они.
Любовь Пьера к Кассандре стала таким же гимном безответной возвышенной любви, как у Петрарки к Лауре. Он посвятил ей цикл лирических стихотворений, состоявший более чем из четырёхсот сонетов, в которых поэт неизменно воспевал внешнюю и внутреннюю красоту Кассандры.
Первое стихотворение Ронсара опубликовано в 1547 году.
В 1549 году Ронсар издал свой первый сборник стихов, имевший успех. Стихи Ронсара были положены на музыку, и эти песни распевал весь народ.
В 1550 году у Ронсара уже 4 книги «Од» – «Odes», в 1552 году появляется 5-я книга.
В своих одах Ронсар использует опыт, который он почерпнул, изучая античную литературу, особенно таких авторов, как – Пиндар и Гораций.
В 1550 году Ронсару предложили стать придворным поэтом и воспитателем подрастающих принцев. Король пожаловал ему придворный чин аббата и имение.
К стихотворным посланиям Ронсара, написанным на политические и философские темы благосклонно относилась сама королева Екатерина Медичи.
Начиная с 1553 года Ронсар получил сразу несколько бенефиций.
Итальянский поэт Тассо послал Пьеру Ронсару в знак глубокого уважения свою поэму «Освобождённый Иерусалим».
В 1554 году на конкурсе поэтов в Тулузской академии «Jeux Floraux» Ронсар завоевал первый приз.
По мере роста его славы, росли оказываемые ему почести и, соответственно, доходы.
Король Генриха II пожаловал ему имение и звание королевского священника – aumonier. Это звание не возлагало на поэта исполнение каких-либо духовных обязанностей.
Ронсар продолжал сохранять независимость своих взглядов, и открыто их высказывал. Порой он поучал короля в своих стихах, выступал против междоусобных войн, нарушающих мирную жизнь страны. Но, увы, не возражал против тех войн, что велись ради возвышения Франции. Ронсар считал, что его миссия заключается в возвеличивании Франции посредством поэзии.
В жизни поэта была ещё одна любовь, вполне земная, к простой крестьянской девушке Марии, которой он посвятил душевные стихи, пропитанные нежностью.
Марию поэт изображал за работой, в лесу, в кругу семьи, не прибегая к украшательству и литературным изыскам.
Крестьянка, как это и было в жизни изображена на фоне капусты, среди грядок салата и цветов, которые она сама посадила и ухаживает за ними. К сожалению Мария, неожиданно умерла совсем молодой. Поэт горько оплакивал её кончину.
Свою печаль он влил в стихи, такие, как например «Смерть Марии», написанном в 1578 году, и другие.
Почти каждый год выходили всё новые сборники поэта.
В 1572 году по предложению Генриха II Ронсар начал работу над эпической поэмой «Франсиадой» – «La Franciade» – эпопеей о предках современных правителей Франции. Позднее эту работу Ронсара одобрил и Карл IX. Но Ронсар успел написать только 4 песни.
Уже будучи в возрасте, Ронсар потерял голову от любви к придворной фрейлине Екатерины Медичи Елене де Сюржер, которая была на тридцать лет моложе поэта. Ронсар, по его словам, посвятил ей целую «Одиссею из сонетов».
И в 1578 году вышла книга – цикл «Сонеты к Елене» – «Sonnets pour Helene».
Образ высокой черноволосой красавицы описан в стихах настолько ярко, что читатель буквально видит эту очаровательную полуиспанку во время разговора, танца и прогулок. Открывается перед читателем и внутренний мир Елены.
Но Елена стыдится перед двором любви постаревшего поэта, чем доводит его до отчаяния. Об этом можно прочитать, например, в стихотворение «О, стыд мне и позор. Одуматься пора…»
И вот уже в любовной поэзии Ронсара всё ярче звучат темы увядания цветов, быстро бегущего времени и прощания с юностью.
Не менее ярко и возвышенно поэт описывает природу, читая его стихи, мы видим красоту полей, лесов, рек, слышим шум водопадов.
Известность поэта распространилась по всему миру.
Исследователи считают, что поэзия Пьера Ронсара оказала немалое влияние на таких английских поэтов, как Вильям Шекспир, Уайет, Сидни, Херрик, Спенсер…
Последние годы жизни поэт провёл вдали от двора, в своём поместье, где жил простой сельской жизнью. В Париж он приезжал редко.
27 декабря 1585 Ронсар скончался в аббатстве Сен-Ком-сюр-Луар, близ Тура.
Благодаря Ронсару французская поэзия получила в своё распоряжение большое количество новых размеров, она стала более глубокой, гармоничной и музыкальной. Ронсар возродив восьмисложный и десятисложный стих, александрийский, или двенадцатисложный, стих.
Ронсара переиздают, переводят, исследуют во всём мире, пишутся всё новые книги его биографии.
А. Смирнов писал, что Ронсар внёс во французскую литературу: «идеальное и вместе с тем реалистическое содержание, ту полноту чувств и ту силу поэтического выражения, которые придали ей общеевропейское значение».
«Блажен, стократ блажен, кто соблюдает меру,
Кто мудро следует лишь доброму примеру
И верен сам в себе в любые времена».
(Пьер де Ронсар)
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.