Овидий

Овидий

Как ни грустно, но поэзия сейчас не в моде. Тем более высокая поэзия. Что же говорить об античной. Но поговорить о поэтах тех далёких времён всё-таки хочется. Например, об Овидии.

К Овидию, все, наверное, приходят по-разному. А кто-то и вовсе не приходит.

«Тёлка — подруга твоя. Белый цвет чистоте её сроден». (Овидий «Сновиденье» в переводе Якова Эммануиловича Голосовкера)

Я познакомилась с ним в юности, благодаря А.С. Пушкину и его стихам «К Овидию», «В стране, где Юлией венчанный» и поэме «Цыганы», где старый цыган рассказывает одно старинное предание о поэте-изгнаннике. Это было своеобразным толчком, заставившим меня заинтересоваться, как творчеством, так и биографией Овидия.

Позднее я зауважала Овидия за то, что он написал знаменитое наставления юношам, как найти и удержать возлюбленных — «Искусство любви», хотя это произведение не обошло вниманием и женщин.

Но в наше время тьма книг брошюр и статей только и делает, как поучает женщин, не давая ни единственного совета мужчинам по завоеванию и ублажению женщин. Обидно.

Овидий Назон Публий родился 20 марта 43 г. до н. э. в гористой части Средней Италии в городе Сульмоне и был сыном малого народа сабелльского племени. О месте и времени своего рождения Овидий написал позднее в своей автобиографии -Trist., IV, 10. Род будущего поэта принадлежал к всадническому сословию.

В эпоху Империи Августа, после завершения граждански войн и установления абсолютной власти Италии над провинциями благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения заметно возросло. Известно, что отец Овидия был весьма состоятельным человеком и всем своим сыновьям дал отлично типичное для того времени риторическое образование.

Овидий посещал в Риме школы знаменитых учителей, однако влекло его не к ораторскому искусству, а к поэзии. С раннего детства мальчик писал стихи.

Но отец настоял на том, чтобы Овидий вступил на государственную службу. Однако ничего путного из этого не вышло. Пройдя несколько низших должностей, юноша покинул службу и полностью отдался сочинению стихов.

Он продолжил своё образование, посетив Афины, путешествуя по Малой Азии и Сицилии.

Творенья поэта снискали одобрение публики.

Овидий подружился с такими выдающимися поэтами своего времени, как Гораций и Проперций. Овидий жалел, что дружбе с Тибулом помешала ранняя смерть последнего.

Женился Овидий в первый раз очень рано, опять-таки по воле отца, но вскоре развёлся. Увы, второй брак так же был неудачным. Зато его третья жена, из рода Фабиев, осталась с ним и в горе. В этом браке у Овидия родилась дочь Перилла, которая, как и отец писала стихи.

Первыми литературными опытами Овидия считаются «Героиды» — Heroides и любовные элегии. Хотя поэт признавался, что часть своих ранних творений он предал огню.

Героидами Овидий озаглавил любовные послания женщин героической эпохи к своим мужьям или возлюбленным, в сочинениях самого поэта они назывались просто посланиями — «Epistulae». Сам Овидий и был изобретателем этого рода поэтических произведений.


Овидий

Поэт отразил в своём творчестве светскую жизнь Рима, идеологию своего класса.

Социальная и философская проблематика не нашла отражения в творчестве поэта, зато любви и эротики в нём столько, сколько душа пожелает.

Читать стихи Овидия одно сплошное удовольствие. Они грациозны и легки.

Появившаяся позднее поэма «Метаморфозы» включает в себя около 250 мифологических и фольклорных легенд, которые связаны в единое изложение. Многие учёные называют эту поэму не иначе, как энциклопедией античной мифологии.

«Метаморфозы» Овидия оказали огромное влияние на развитие всей европейской литературы. «Метаморфозы» любили Монтень, Вордсворт, Гёте, Пушкин и многие другие гениальные писатели и поэты. Античные сюжеты из «Метаморфоз» Овидия использовались в живописи, скульптуре, литературе.

Сам Овидий входит в четверку античных личностей, встречающую Данте с Вергилием у входа в Ад («Божественная комедия», Ад, 4).

В XIV веке неизвестный французский автор написал поэму «Морализованный Овидий».

В 1342 году Пьер Берсуир — близкий друг Петрарки написал трактат, пытаясь отыскать в произведениях Овидия христианскую символику. В Церере этим авторам виделась Церковь, обращавшая души к Истине при помощи факела — евангельского света. Позднее над этими изысканиями потешался Рабле в предисловии к «Гаргантюа и Пантагрюэлю».

Ценить Овидия и восхищаться им не уставали и в последующие века.

В XIX веке изучение его поэзии было обязательным при получении классического образования, несмотря на то, что содержание некоторых стихов Овидия преподаватели находили фривольным.

В конце 8 года н. э. Овидий был сослан Августом в приграничный город Томы на Чёрном море, который нередко подвергался набегам скифов. Ныне это порт Констанца в Румынии. Что послужило причиной этого доподлинно неизвестно. Современники намекали на нечто интимное. Известно, что дочь Августа Юлия так же была отправлена в ссылку. Книги Овидия были изъяты из римских общественных библиотек, после того как он написал свою поэму «Наука любви». А сам поэт писал, что он увидел то, что не предназначалось для посторонних глаз.


Овидий

До конца своих дней Овидий надеялся вернуться в Рим, но его надеждам не дано было исполниться.


Овидий

В изгнании Овидий написал «Скорбные элегии» и «Понтийские послания» и дидактическую поэму о рыболовстве — «Halieutica». На эту поэму ссылается Плиний Старший в своей «Естественной истории» (XXXII, 5т). До нас же дошёл только отрывок, в котором перечисляются рыбы Чёрного моря и описываются их свойства.

Скончался поэт около 17 или 18 года н.э. Со смертью Овидия окончился золотой век римской поэзии.

В честь Овидия назван кратер на Меркурии и город в Одесской области.

Но лучшим памятником великому римскому поэту был бы интерес к его творчеству нынешнего и последующих поколений.

Право, его «Метаморфозы», да и другие произведения нисколько не устарели. Они не только просвещают, но и дарят огромное эстетическое наслаждение.

«Все текуче, и нет ничего неподвижного в мире». (Овидий)


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.