Отец истории

Отец истории

Цицерон первым назвал Геродота «отцом истории» и чуть позднее это признали практически все великие люди античности и последующие поколения.

Именно Геродот первым в своём монументальном всеохватывающем труде систематизировал историю большей части народов, населяющих к тому времени мир.

Например, именно из труда Геродота, полностью дошедшего до нашего времени современные учёные узнают о Греко-персидских войнах, о странах и народах, воевавших с персами.

Сначала труд Геродота назывался просто – «История», в переводе с древнегреческого языка — «исследование, изыскание».
Но в III веке до н.э. александрийские учёные разделили его на девять книг, при этом каждой книге дали имя одной из девяти муз.

«История Геродота не только научный труд по истории древности, но и увлекательное высокохудожественное произведение.

Именно потому, что Геродот не просто изложил факты сухим языком, а придал своему повествованию красочность и образность, интерес к его «Истории» не угасает и теперь.

Но для народов, живущих на территории, так называемой Великой Скифии труд Геродота особенно важен, так как именно на ней проживали предки современных народов, населяющие в наше время Украину, Россию, Казахстан.

О самом Геродоте мы знаем не так уж много, только то, что удалось почерпнуть из текстов самого Геродота и из более поздней византийской энциклопедии «Суда».

Например, Дионисий Галикарнасский считал, что Геродот родился незадолго до похода Ксеркса в Грецию (480 до н. э.) и дожил до Пелопонесской войны (431 до н. э.).

Точно известно, что Геродот Галикарнасский древнегреческий историк родился около 484 г до н. э. в знатной древне-аристократической семье Ликса в городе Галикарнасе, основанном дорийцами, рядом с городком представителей местного племени карийцев.

Родной город Геродота располагался на берегу моря, имел прекрасный порт и вёл оживлённую торговлю. Изначально он входил в состав Шестиградья — дорийского союза городов. Но потом был из него исключён.

Поводом для исключения Галикарнаса послужил незначительный проступок одного из горожан, который получив в награду на союзных играх треножник, не поставил его, как требовал обычай, в храме Аполлона, а унес к себе домой. Но скорее всего настоящей причиной исключения города из союза было то, что к этому времени в Галикарнас переселилось много ионян из соседних местностей, и он перестал быть дорическим. Официальным языком города стало ионическое наречие.
Родители будущего великого историка считались в своём городе весьма влиятельными людьми.

Отца Геродота звали – Ликс, а мать – Ловелия. У него был также брат Феодор.

Дядей Геродота был знаменитый в античные времена эпический поэт Паниасид, написавший эпос о Геракле – поэму «Гераклея», переработав миф о Геркулесе.

Для сюжета другой своей поэмы Паниасид взял историю ионического переселения в Азию.
Впоследствии этими ионическими преданиями заинтересуется, может быть именно благодаря влиянию дяди и Геродот. Особое внимание он уделит мифам о Геркулесе и чтобы лучше узнать о его культе, он отправится в Тир к знаменитому святилищу финикийского Геркулеса в Мелькарте.

Неизвестно точно был ли Паниасис родственником Геродота по материнской линии или по отцовской, но он имел весомое влияние на умственное развитие мальчика.

Кроме того Геродот получил в отрочестве и юности обширное и всестороннее образование. Он не только изучал тогдашнюю науку, историю, но и литературу, например, он превосходно знал Гомера.

С ранней молодости он старался быть в курсе мировых событий. Сам Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, за что был изгнан из родного города и жил на Самосе, а затем отправился путешествовать по миру.

Сведения о том, была ли у Геродота собственная семья, жена, дети до нас не дошли.

Современники упоминают о том, что у учёного был общительный характер, и он легко сходился с людьми.
Кроме любознательности он поражал своим упорством и настойчивостью в поисках исторических фактов.

Известно, что в 455-444 годах он странствовал по странам Востока, побывал в Финикии, Сирии, Египте, Вавилоне, Македонии, греческой колонии Ольвии в Северном Причерноморье и Дельфах.

Исследователи считают, что во внутреннюю Азию Геродот ехал по царской дороге, которая вела от Эфеса через Сарды в Сузы; по тому, как он описывает внешний вид дороги, её размеры и протяжение, можно судить о том, что он видел её собственными глазами.

Геродоту была известна планировка Вавилона и как были возведены его стены, в этом городе он, скорее всего, пробыл долго. Был он и на развалинах Ниневии, бывшей когда-то столицей Ассирии, Геродот знал расстояния между городами Древнего Египта в долине Нила, как очевидец он рассказывает об удивительных обычаях Древнего Египта, ему удалось стать посвящённым в мистерии Осириса; Бусирис, где находился большой храм Изиды, и другие.

Как очевидец писал он и о суровом климате Скифии.

Берега Чёрного моря – Понта были тогда сплошь покрыты греческими колониями.
Вероятно, Геродот не только расспрашивал местных греков, торгующих со скифами, но и сам ненадолго въезжал вовнутрь Скифии.

Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с Периклом и его сторонниками.
Большая часть труда Геродота к этому времени уже была написана и отрывки из своей «Истории» он читал афинянам. За это, как пишет Евсевий, он был удостоен награды от афинян и получил очень крупную сумму денег по тем временам — суммой в 10 талантов.

Однако, несмотря на всё это, афинское гражданство Геродоту получить не удалось.

В 443 году до н. э. или в 444 году до н. э. Геродот переехал на юг Италии, где принял вместе с философом Протагором Абдерским и архитектором Гипподамом Милетским участие в возведении афинской колонии города Фурии, на месте разрушенного кротонцами Сибариса. Есть предположение, что впоследствии Геродот вернулся в Афины и умер там во время вспышки чумы. Но по другим сведениям он поселился в Македонии и умер там, в возрасте 59 лет.

После 440 года до н. э. о Геродоте, как о живом человеке нигде больше не упоминается.

По третьей версии Геродот скончался в Фуриях в середине 420-х.
В пользу этой версии говорит то, «История» обрывается описанием осады Сеста в 478 году до н.э. и кажется незавершённой.
Поэтому вероятней всего Геродот на самом деле умер в Фурии между 430 и 424. годами. Тем более, что есть сведения, что похоронен он на городской площади этого города, где хоронили только великих горожан.

На его гробнице фурийцы написали такие слова:
«Сын Ликса, Геродот, творец древней истории ионического стиля, положен в могилу здесь, где он умер. Он возрос далеко, в дорической земле; но, избегая несчастий, нашел себе новую родину на полях Фурийских».

«История Геродота является единственным произведением, которое он оставил после себя. Но зато каким!
Некоторые современные исследователи считают, что труд Геродота не столько научный, исторический, сколько литературный, когда талантливый рассказчик ярко живописует обо всём, что ему удалось увидеть.

Но в то же время труд Геродота это настоящий кладезь знаний, можно сказать энциклопедия, содержащая не только чисто исторические, но и географические, этнографические, и естественноисторические сведения и факты.

Первая из девяти его книг, на которые поделён его труд, начинается с краткого изложения греческих мифов и рассказов о царях, например, о Кире и Крёзе, затем он переходит к исследованию греко-персидских войнах, а последняя заканчивается сообщение о взятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.

Написана «История» на ионийском диалекте.

Геродот верил в высшие силы, весь его труд пронизывает печальное ощущение непостоянства судьбы. Он считал, что боги могут завидовать счастью людей и что многие разрушительные войны часто происходят по неосмотрительности людей, от стремления лидеров того или другого племени нарушить мировой порядок.

Например, высшие силы повелевали персам в Азии, а эллинам в Европе, но они пошли против воли богов и обрекли целые народы на кровопролитные разрушительные войны. А если бы правители смирили свою гордыню и вели себя осмотрительно, то ничего бы ужасного не случилось.

Так что, несмотря на то, что Геродот верил в активное вмешательство богов в жизнь людей, многое он объяснял именно человеческими промахами.

При написании своей «Истории» Геродот использовал не только личные наблюдения, но письменные источники, оставленные его предшественниками, а так же рассказами современников.

Большинство его описаний не только достоверны, но и в более позднее время были подтверждены археологическими раскопками.

В античные времена «Историей» Геродота зачитывались, позднее в эпоху Возрождения в Венеции, в 1479 году труд Геродота перевёл на латинский язык Лоренцо Вала.

Русский перевод Геродота с комментариями Ф. Г. Мищенко был опубликован в 1888 году и в 1972 году с комментариями Г. А. Стратановского.

Современные учёные продолжают изучать «Историю» Геродота, неустанно черпая из неё энциклопедические сведения об истории античных стран.

В 1935 году имя Геродота было присвоено Международным астрономическим союзом кратеру на видимой стороне Луны.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.