Что такое охабень, как правильно носить ферязь и чем телогрея отличается от душегреи?

М. ВрубельЦаревна-лебедь
Историческая справкаПервое государство восточных славян называлось Киевской Русью. Существовало оно с IX по XIII век, а затем распалось на ряд княжеств: Полоцкое, Новгородское, Черниговское. Этот период истории получили название периода феодальной раздробленности. Как и другие средневековые европейские государства, Киевская Русь никогда не была централизованной. Средневековые государства объединяли множество земель с собственными особенностями и обычаями, а затем эти земли снова распадались. Лишь после периода феодальной раздробленности и войн начнут образовываться более централизованные страны с единой системой управления.

В. Васнецов Три царевны подземного царства
Распад Киевской Руси совпал с набегами монголо-татар на восточных славян, однако монгольское владычество не распространилось на все земли. Например, Полоцкое княжество избежало монголо-татарского ига.

В.Васнецов Аленушка
После некоторого времени феодальная раздробленность завершилась.
Московское княжество, ещё молодое, начало объединять русские земли, прежде являвшиеся частью Киевской Руси. Но не только оно. Конкурентом Московского княжества в этом деле стало Великое Литовское княжество.
Костюм Московской Руси
Московская Русь унаследовала обычаи Киевской Руси во многих областях: политика, религия, искусство, а также мода. Белокаменные храмы с куполами, иконы остались, как и традиционная одежда.

А. Рябушкин Михаил Федорович присутствовал на заседании Боярской Думы.
Костюм Московской Руси сложился на основе киевского костюма: рубашек и портовых штанов. Вместе с тем, в одежде Московской Руси отчетливо прослеживается различие по сословиям. Крестьянская одежда — это простота без декора. Одежда бояр из дорогих тканейОдежда с многочисленными вышивками или украшениями из драгоценных камней обретает популярность. В то же время, наряды бояр периода Московского царства становятся более разнообразными.

А. Рябушкин Женщины России семнадцатого века в храме
Длина и ширина одежды увеличиваются. Мужская и женская одежда времени Московской Руси, как правило, имеют форму расширяющейся книзу трапеции. В некоторых случаях ширина одежды могла достигать от двух до шести метров. В женском костюме именно во времена Московской РусиВозникает обычный для русской культуры сарафан, расширяющийся книзу. В Киевской Руси подобных нарядов не использовали.
Мужской костюм Московской Руси
Если вы мужчина из Московской Руси XV-XVII веков, то утром надеваете: • Штаны портыТкань узкая, затягивается на талии шнурками-гашниками. Боярам полагалось два пояса: верхний — из дорогих тканей, например, шелка. В холодное время его носили на мехе. • РубахуВ Московской Руси становятся популярными рубахи-косоворотки с разрезом ворота сбоку, а не посередине груди. Дворянин, а тем более боярин, мог носить косоворотками с воротником-ожерельем и накладными запястьями из дорогих тканей, украшенных драгоценными камнями и жемчугом.

В. СуриковЗадумчивый юноша. Набросок к картине «Боярыня Морозова».

В. Суриков Утро стрелецкой казни. Фрагмент
• ЗипунКрестьянам полагалась верхняя одежда, а боярам – нижняя. Зипун изготавливали из тонких тканей, застегивался по всей длине, обладал длинными узкими рукавами, которые застегивались на пуговицы, и воротником-ожерельем. На талии зипун обязательно подпоясывали. Если вы не крестьянин, то для завершения необходимо было надеть кафтан. В Московской Руси кафтаны были самых разных видов и назначения.

А. Рябушкин Пожалован шубой с царского плеча
За шубой совсем не стоит забыть.
Русские зимы суровые, и все слои Московской Руси носили шубы. Мех был разным: соболиные шубы считались самыми дорогими. Бояре могли носить шубу и летом, чтобы показать свое богатство.
Виды кафтанов Московской Руси
Кафтан мог быть простым – длинным, не облегающим и застёгивающимся по всей длине. С семнадцатого века к такому кафтану носили воротник-козырек – высокий, прямой и богато украшенный.

Иллюстрация художника И.Билибина
Кафтан мог изготавливаться на стан (по фигуре). Такой кафтан отличался короткими рукавами, достигавшими локтя. В Московской Руси носили кафтаны, напоминающие европейскую одежду. Мода на такие кафтаны распространилась из Польши, откуда и пошло название «польский кафтан». В Московской Руси многие западные новшества того времени называли польскими или немецкими. Польский кафтан представлял собой изделие с облегающим фигуру лифом и «юбочкой» в складки от талии до низа. Рукава такого кафтана были длинные, пышные у плеча (буфы), а ниже локтя — узкие.

Иллюстрация художника И.Билибина
Терлик – еще один вид кафтана, носившегося охраной московского князя. В целом, терлик был похож на польский кафтан, но отличался наличием нагрудника спереди, застегивавшегося справа на груди и плече. Ферязь — это кафтан из дорогой ткани (бархат или шелк), часто с меховой подкладкой. Его носили так, что рукав надевался только на правую руку, а левый свисал до пола. Так подчеркивалось, что бояре не работают. От ферязи пошло выражение «работать спустя рукава». Ферязь была длинной и широкой снизу, её ширина могла достигать 3 метров.

Иллюстрация художника И.Билибина
Бояре и дворяне Московской Руси могли облачаться в охабень — верхнюю одежду с узкими рукавами и четырёхугольным воротником, доходящим до середины спины. Другой вариант одежды — опашень: его накидывали на плечи, а длинные рукава свисали по бокам. Опашень не фиксировался поясом.

В. Шварц Иоанн Грозный
Женский костюм Московской Руси
Женщины носили рубаху как нижнюю одежду и сарафан как верхнюю.

В. Суриков Боярыня Морозова
Под грудью завязывался сарафан на лямках и сужался книзу. Его украшали как простая вертикальная полоска, так и ряд декоративных пуговиц, преимущественно оловянных. Из разных тканей создавали сарафаны. Кто носил изделие определял материал: крестьянский сарафан отличался от боярыньиного. В Московской Руси для боярынь использовали шелк, парчу, а холст предпочитали крестьянки.

К. Маковский Под венец
Помимо сарафана женщины Московской РусиЛюди могли одевать поневу или запону, которые пришли из Киевской Руси. Понева — юбка с узором в виде ромба или клетки. Запону составляют накладные детали одежды, не имеющие швов по бокам, надевали поверх рубахи вместе с поясом.

К. Маковский Боярышня у окна с прялкой
В Московской Руси верхняя женская одежда состояла из летника, душегреи и телогреи. Летник — накладная одежда с рукавами колокольчатой формы, доходящими до пола. Рукава и воротник украшались вошвами – треугольными кусками дорогой ткани (бархат или атлас), вышитыми жемчугом и золотом.

М. Шибанов Празднество свадебного договораЦентральное место на этой картине занимает девушка, одетая в душегрейку.
ДушегреяЭто была верхняя одежда, короткая по длине до талии, с лямками, подобная сарафану.

А. РябушкинСемья купца в XVII векеНа этой картине на левом краю представлена телогрейка белого цвета.
Телогрея хорошо согревала. Это длинная верхняя одежда с передней застежкой и длинными рукавами. Застежки могли быть на пуговицах или завязках.

К. Маковский Сваха
Женщины Московской Руси прятали волосы под головным убором. Чаще всего использовали платок. Самым роскошным головным убором времён Московской Руси был кокошник. Кокошники, как и сарафаны, со временем стали обязательными элементами русского народного костюма.

В. ВаснецовБоярышня

К. МаковскийБоярышня
Кокошник — головной убор с возвышенным передним отделом. Сзади к нему прикрепляли покрывало из роскошной ткани, а впереди украшали его множеством жемчуга.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.