Вы спросите – какая она, непальская женщина? А нет такого типажа. Ведь королевство Непал — даром что крохотное, в горах затерявшееся. Народностей в нем — на сверхдержаву хватило бы. И у каждого свои верования, традиции и быт. И статус у женщин везде тоже разный – от домашней прислуги до живой богини. Даже одеваются северянки не так, как жительницы южных регионов. А юное поколение намерено жить иначе, чем по старинке живут их мамы.
Демонстрация «Даешь осадки!»
В Непале рождение девочки никогда не считалось событием особенно радостным. Хотя держится непальский дом целиком на женских плечах. Женщины просыпаются до света и сразу спешат к источнику. Водопровод есть только в богатых современных домах, остальным, даже горожанкам, приходится носить воду на себе. Причем каждый день: в Непале на вчерашней воде еду не готовят, она годится разве что для мытья посуды.
Едят непалки только после того, как все мужчины и дети в семье уже накормлены и отправлены на работу и в школу. Наскоро перекусила – и за дела. Деревенские женщины, кроме обычных хлопот, должны еще успеть и скотину обиходить, и дрова для очага добыть. Мудреная задача, учитывая, что лесов поблизости от деревень уже почти не сохранилось.
Подать на ужин остаток от завтрака – боже упаси: из-за жаркого климата пища быстро портится. А холодильник для многих семей и сейчас непозволительная роскошь. Вот и приходится бедным непалкам стряпать и утром, и вечером. В критические же дни бедняжкам приходится особенно туго – по традиции «нечистая» женщина должна все это время перекантовываться в сарае. Особенно это практикуется в западных районах страны. А так как мужчины здесь никогда не задаются вопросом, сыта ли благоверная, то сами понимаете… Правда, в последнее время правозащитники подали голос за искоренение этого безобразия. И говорят, есть прогресс.
Но когда из-за засухи над районом королевства начинает маячить грозный призрак голода, мужчины идут к своим женам на поклон. Поскольку только слабый пол может спасти ситуацию, задобрив богов. Делается это просто: женщинам деревни стоит только собраться и выйти на рисовые поля голышом. И небо, растрогавшись, плачет. А может, боги не могут устоять перед столь очаровательной делегацией и высылают долгожданный дождь. Какие боги конкретно? А много их, почитаемых в Непале! Но лишь одно божество можно увидеть живьем: это богиня по имени Кумари.
Ей кланяется король
Она считается воплощением богини Таледжу, покровительницы династии Малла. Легенда рассказывает, что в старые времена короли общались с Таледжу и даже играли с ней в кости. Но последний раджа этой династии дерзнул воспылать к ней страстью. Оскорбленная богиня навсегда покинула дворец, предупредив, что отныне станет являться людям лишь в образе маленькой девочки — Кумари.
С тех пор в рамках одной-единственной касты ювелиров из народности невару выбирают достойное воплощение Таледжу. Перед тем как допустить девчушек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что все они соответствующего происхождения и за всю свою маленькую жизнь не потеряли ни единой капли крови. Кроме того, будущая богиня подвергается испытанию на бесстрашие: девочку оставляют на ночь в комнате, уставленной изваяниями жутких монстров и в которую врываются люди, ряженые злыми духами.
Затем избранницу жюри переселяет из семьи в трехэтажный храм неподалеку от старого королевского дворца, где она находится под опекой няни, а также индуистского священника. Девочка живет в храме несколько лет до появления на ее теле первой крови (то есть до менструации) или выпадения первого зуба. С этого момента богиня переселяется в тело другой малышки, а бывшая Кумари возвращается в семью.
Живая богиня — единственная, которой кланяется король. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм, совершает подношения, и богиня Кумари благословляет его, подставив тику (красную точку на лбу) для поцелуя, что означает продление его власти до праздника в будущем году.
Быть Кумари, с одной стороны, почетно, а с другой – счастья мало. Девочка практически лишается обычных детских радостей, а потом ей очень трудно выйти замуж, так как по стойкому поверью женитьба на Кумари приносит несчастье. Да и родителям «богини» никаких привилегий не полагается.
Непальский муж объелся «груш»
Как и в Индии, жизнь непальских индуистов строго подчинена кастовой системе: более высокая «кастовая карма» гарантирует и более высокое социальное положение. Но у женщин есть возможность «апгрейда»: с замужеством они автоматически «зачисляются» в касту супруга. Так что если парня угораздит влюбиться в девушку из более высокой касты, его чувства заранее обречены на полный крах.
Хотя, честное слово, статус для непалки – палка о двух концах: чем выше каста, тем больше строгостей и ограничений в браке. Среди ортодоксальных индуистов бытует мнение, что девушек надо выдавать замуж до начала у нее менструации. Так что, вопреки официальному законодательству (которое разрешает брак только с 16 лет), десятилетние жены встречаются сплошь и рядом – особенно в сельской местности. А поскольку продолжительность жизни в Непале невысока, то глядь — ей впору в куклы играть, а она уже вдова… Выйти замуж второй раз – почти нереально, развестись – тоже. Какой там развод, если раньше вообще жене предписывалось следовать за покойным супругом, бросившись на погребальный костер!
И только гуманные буддисты-невары придумали лазейку: обряд ихи, согласно которому девочку-неварку в самом нежном возрасте выдавали замуж… за плод дерева бел. Считалось, что этот фрукт – одна из ипостасей бога Вишну, так что подлинным мужем малышки признавали не абы кого, а само божество! При этом девушка, как водится, в положенный срок выходила замуж за простого смертного. Если же супруг приказывал долго жить, вдова могла найти себе другого спутника жизни. А Вишну на земные похождения своих жен смотрел сквозь пальцы: этого добра у него было навалом. Столь же гениально решалась у неваров и проблема развода: стоило вернуть мужу свадебный подарок (орех, который используют для приготовления национального лакомства бетеля) – и ты свободна, как тибетский ветер.
В семьях же низких каст и у горных народов на развод смотрели много проще, поскольку реальных проблем хватало. Работящий муж – хорошо, нет – гони его в шею. И даже с фруктами и орехами не заморачиваются.
Дивный край мужских гаремов
Кстати, в Непале представители разных вероисповеданий смотрят на странности друг друга по-философски. Кому какое дело, что мусульмане практикуют многоженство, а у ламаистов в северных горных районах королевства (шерпов, долпо и бхоттов) до сих пор сохранилась полиандрия, то бишь многомужество? Только не спешите срочно покупать билет до Непала в край мужских гаремов.
Дело в том, что это не у женщины несколько мужей, а у нескольких мужей одна жена. Казалось бы, какая разница? А она есть, и очень ощутимая. В первом случае это матриархат, когда жена – глава семьи и все такое. У непальских же горцев женщина вовсе не командует парадом. Просто на каждую семью приходится столь мизерный клочок земли, что пытаться разделить его между семьями сыновей – пустая затея. Поэтому в дом берут одну невестку. А все, что нажито непосильным трудом, передается всем братьям сразу. Причем чаще всего на одной девушке могут быть женаты не более двух братьев. Когда их трое, средний по традиции идет в монастырь. Но в некоторых селениях таких ограничений нет. Более того, общую супругу могут делить и друзья.
Свадебный ритуал упрощен донельзя, хотя и длится безумно долго. Поначалу родственники женихов, прихватив бутылку чанга (местной водки) и рисовое пиво, идут свататься. Родители девушки могут сразу же отклонить предложение, отказавшись от чанга. Но если приложились к заветной бутылочке, свадьбе быть. После совместной выпивки женихи-братья имеют полное право остаться на ночь в доме невесты и разделить с ней ложе. И так еженощно. А с рассветом надо спешить в родительский дом к хозяйству.
Такая ситуация может продолжаться годами, вплоть до появления ребенка. Тогда можно приступить к собственно свадьбе… в которой ни невеста, ни женихи участия не принимают. Какие еще гулянки?! А работать кто будет? Молодым мажут головы маслом и отправляют на доблестный труд, а гости по этому поводу долго и от души пируют.
Из «Искры» возгорится пламя!
Еще недавно женщины королевства и не пытались что-то изменить в своей жизни. Скажем, побороться за свои права или хотя бы попытаться устроиться на работу. Но сейчас на улицах городов Непала появился новый тип современной урбанизированной женщины. Некоторые из них носят полицейскую форму, другие работают менеджерами в магазинах, ресторанах и гостиницах. Есть даже… водители такси.
У 25-летней таксистки Чандрамайи Таман сегодня около 10 женщин-коллег только в Катманду. И все же дама за рулем для непальцев в диковинку. Ежедневно ее маленький автомобильчик осаждают школьницы, спрашивая, где и как можно научиться водить. Вот только хватит ли у них упорства преодолеть все препоны — тайком от родителей бегать в автошколу, «выбивать» лицензию, терпеть недовольство конкурентов-мужчин…
А Ниру Шрешта с детства видела себя… за штурвалом самолета. И ее мечта сбылась! А помогла ей в этом, как ни странно, красота. Победив на национальном конкурсе, мисс Непал подала документы в летное училище – и работает первым пилотом крупной авиакомпании. Теперь даже самые крутые летчики-мужчины признают: Ниру – настоящий ас. Она уверена: ее землячки просто слишком инертны. Можно добиться чего угодно и в Непале — стоит только очень сильно этого захотеть.
А девушки из первой в королевстве женской рок-группы «Искры» верят в то, что «маленькие перемены приведут к большим» — это слова из их первой композиции. Ума Радж Бандари создала эту группу после того, как ее парень расхохотался, представив женщину за ударной установкой.
Песня оказалась пророческой. В прошлом году в силу вступил законопроект, разрешающий женщинам вступать на престол. А так как для непальцев король — реинкарнация Вишну, то полку живых богинь в Непале явно прибудет.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.