О чём поёт шарманка…

О чём поёт шарманка…

«Шарманка играла не без приятности, но в средине её, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: «Мальбрук в поход поехал». (Николай Васильевич Гоголь)

Все, кто читал «Мёртвые души», наверное, помнят, что Ноздрев вместе с мертвыми душами пытался продать Чичикову и шарманку, уверяя его, что она сделана «из красного дерева».

Но большинство из нас вспомнили о шарманке благодаря песне Николая Баскова. Он поёт о ней так трогательно, что сердце ностальгически печалится…

Когда-то шарманка была популярной и даже привычной в наших городах, об этом можно судить хотя бы по частым упоминаниям о ней в произведениях классиков. Но уже давно никто не ходит с шарманкой по улицам… Может быть зря?

Что же такое шарманка?

Это музыкальный инструмент в виде ящика – небольшой переносный механический органчик, Который переносят на плече на лямке. У шарманки отсутствует клавишный механизм, внутри находятся валик со штырьками и железные пластинки с «хвостиками», звучать его заставляют, вращая ручку, валик начинает крутиться и расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики».

Звучание у шарманки монотонное и чаще всего печальное, чаще всего многократно повторяемая просьба, но может быть и приятная мелодия. На одном валике записана только одна мелодия, поэтому, чтобы шарманка начала исполнять другую валик заменяют. Но валики были дорогими, поэтому бедные бродячие музыканты не могли позволить себе их замену.

У старых изношенных шарманок звук становился невнятным, отсюда родилась пословица: «Ну, опять свою шарманку завёл!..»

В XX веке используют уже не валики, а перфорированные бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует определенное отверстие. В наше время можно приобрести язычковую шарманку, которая продаётся в магазинах игрушек для детей.

Никто не знает, когда появилась первая шарманка.

По одной из легенд великий Конфуций ещё в VI веке до н.э. семь дней подряд наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» – металлических пластинах, издающих звуки различной высоты.

По словам исследователей, шарманка в Западной Европе появилась в конце XVII века и использовалась для обучения певчих птиц. Поначалу этот инструмент так и называли «птичий органчик». Его называли по-разному: serinette – «чижовка» или merlies –«дроздовка».

Но потом он приглянулся бродячим артистам. И первой мелодией, которую исполнила шарманка для своих слушателей, была французская песенка «Прелестная Катарина» – «Charmant Katarina». И как считают многие, именно от французского названия песни произошло название инструмента – шарманка.

Но с тем, что родиной шарманки является Франция, абсолютно не согласны итальянцы. Они утверждают, что музыкальный инструмент, представляющий собой нечто среднее между органом и гармоникой, в 1702 году создал итальянский изобретатель Барбьери. Его шарманка, если крутить её ручку воспроизводила 6-8 мелодий, записанных на валике.

Название шарманки так же связывают с именем итальянского мастера Джованни Барберри, который одним из первых стал массово изготавливать шарманки. Объяснение таково – французское слово шарманка – orgue do Barbarie, буквально «органчик из страны варваров», то есть искажённое orgue do Barbcri.



Швейцарцы настаивают, что механизм истинной шарманки был создан позже – его изобрёл в 1769 году их соотечественник, механик Антуан Фавр.

А голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на свет в Голландии 500 лет назад. И даже предъявляют чертёж конца XV века, но настолько ветхий, что невозможно понять, что же там изображено.

Из самых старых шарманок сохранились только инструменты, сделанные во Франции в начале XVII века.

Возможно, самым первым отразил шарманку в литературе Гёте. В таком качестве она прослужила до конца 1930-х годов.

Жители высокогорных районов Франции, где жили бедняки, при наступлении голода, отправляли своих детей выступать на улицах городов богатой Германии с дрессированными сурками и примитивными шарманками. На ярмарках, и на улицах дети показывали различные фокусы со своими четвероногими кормильцами, их выступления сопровождались пением под шарманку.

Одного из таких актёров, простого крестьянского мальчика, выступавшего с танцующим сурком под песню «Прошёл уже я много стран» Гёте сделал персонажем своей пьесы «Ярмарка в Плундерсвейлерне». Позднее Бетховен написал музыку на этот текст. Так появилась на свет песня, известная в России как «Сурок».

В Германии шарманку, которая сменила лиру, называли «лира в ящике» – Leierkasten. Другое её немецкое название – «вертящийся орган».

Шарманка настолько пришлась по душе немцам, что они сложили о ней несколько пословиц: «Лучше играть на шарманке, чем ничего не делать», «Плох тот шарманщик, что знает только одну песенку», «В доме шарманщика танцует каждый».

В Англии шарманку называли barrel organ – тоже от слова орган.

В царскую Россию шарманка сначала попала в конце XVIII века из Польши на Украину. И благодаря часто звучавшей на шарманке песни «Прекрасная Катрин» – Charmante Katharine, на Украине её стали называть «катеринкой». И уже в начале XIX века шарманка распространилась по всей России.

Интересно, что тогда были не только маленькие шарманки, но и большие, размером со шкаф, которые перевозили на телеге.

Д. В. Григорович в своём очерке «Петербургские шарманщики» из «Физиологии Петербурга» предположил, что шарманку изначально могли называть – ширманка.

Объяснял он это так: «…И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных, появившиеся у нас оргАны были неразлучны с кукольною комедиею».

Кукольники действительно для своих представлений объединялись с шарманщиками, и с утра до вечера переходили с места на место, рассказывая о приключениях Петрушки. Кукольник носил на плече складную ширму и сундучок с куклами, а шарманщик свою часто весьма тяжёлую шарманку.

Остановившись на площади или улице, шарманщик начинал играть, привлекая зрителей, а кукольник, зайдя внутрь ширмы, готовился начать представление. Когда представление заканчивалось, в шапку, положенную на землю возле ширмы; падали мелкие монетки, артисты собирали свои пожитки и шли дальше.

Шарманщики ходили и без кукольников, играя на шарманке романсы, вальсы, любимые народом песенки. Их с удовольствием слушали жители окрестных домов и кидали из окон монетки.

Обычно их собирала обезьянка, которая была частой спутницей шарманщика и сидела у него на плече. Она так же участвовала в представление, танцевала под музыку и кувыркалась.

Иногда спутником шарманщика был попугай, который за медную монетку вынимал из коробки свёрнутые в трубочку билетики «со счастьем», на которых было написано, что ожидает гадающего в будущем.

Интересно, что шарманщики по сей день выступают на Ярмарках и площадях в Германии.
Обычно шарманщик – немолодой человек со старой шарманкой на тележке, купленной, как правило, на блошином рынке. У такого шарманщика имеется лицензия, выданная муниципальными властями.

Шарманщиков можно так же встретить на улицах Австрии, одеты они, как правило, в национальную одежду.

А в Дании шарманщиков принято приглашать на свадьбу, вероятно не только ради колорита, но и на счастье.

В Праге шарманщики играют возле Карлова моста и на Староместской площади в основном для привлечения туристов.

В Австралии шарманщики играют во время парадов.

И если честно, то я совсем не против того, чтобы и у нас зазвучала на улицах шарманка. Ведь нам всем так не хватает романтики и возможности остановиться хотя бы на миг и прислушаться не только к звуку шарманки, но и к самим себе.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.