О чём мы думаем, входя в вестибюль?

О чём мы думаем, входя в вестибюль?

Наверное, каждый о своём… Но вряд ли при этом мы вспоминаем древнеримскую богиню священного очага Весту. А ведь когда-то в Древнем Риме вестибюль был особым входом, посвящённым Весте.

В храме богини хранился священный огонь, подаренный людям богами. Жрица-хранительница огня берегла его для города и рода. Без огня была немыслима сама жизнь. Поэтому ему поклонялись и его берегли.

Огонь в храме Весты обновлялся каждый год, и каждая семья брала его в храме и приносила домой, где хозяйка семьи сохраняла его в своём очаге. Так женщины соединяли в древности быт и бытиё, семью и государство.

Богиню Весту почитали не только древние римляне, но и скифы… Учёные считают, что эту богиню почитали с ещё более древних времён разные народы.

Корень «вест (а)» отчётливо проступает в иранском слове Авеста, что со среднеперсидского языка переводится, как – «закон, уложение, установление, знание».

Но именно в Древнем Риме культ Весты занимал одно из самых почётных мест, а огонь, поддерживаемый весталками, олицетворял не только богиню Весту, но и мощь, и бессмертие Рима

Магистраты, вступая в должность, приносили жертвы пенатам и Весте.

Сначала центрами культа были Ланувиум и Альба Лонга.

Легенда рассказывает, что культ Весты в Рим был перенесён Ромулом и Нумой Помпилием. Храм богини Весты, построенный Нумой, находился в роще на склоне Палатинского холма, напротив здания древнеримского Форума.


О чём мы думаем, входя в вестибюль?

По легенде Веста являлась дочерью Сатурна. Её возжелал бог плодородия, семени растений и животных – Приап – сын Диониса и Афродиты, мучимый вечным желанием совокупления. Веста отказала ему и тогда Приап, решил напасть на неё во время сна. Однако воплотить коварный замысел ему помешал находившийся поблизости осёл. Животное разбудило Весту своим рёвом, и Приап сбежал.

За то, что осёл помог сохранить богине невинность, все светильники богини Весты с той поры имели форму головы осла.

Сама богиня Веста изображалась в виде богато одетой девушки, с чашей, факелом, скипетром и палладием. На голову её было накинуто покрывало.

Так как Веста являлась символом девичьей невинности и чистоты, то весталки набирались из девственниц, дочерей патрициев. Девочкам должно было быть от 6 до 10 лет. Из прибывших претенденток выбирали нужное количество весталок по жребию. Верховный понтифик назначал избранных, девочки выходили из отцовского подчинения и переходили под покровительство верховного понтифика.

Став жрицами храма Весты, они становились хранительницами священного огня, который горел в. святилище круглой формы.

Их служение длилась 30 лет. Из них 10 лет девочки учились, 10 служили богине и ещё 10 учили других девочек. После истечение тридцатилетнего срока, весталки становились свободными и могли выйти замуж.

В Древнем Риме, несмотря на его патриархальное устройство, весталки пользовались непререкаемым авторитетом и уважением. Оскорбление весталки каралось смертной казнью.

Главный праздник в честь Весты – Весталии в Древнем Риме справляли 9 июня. Все римлянки в этот день шли в храм богини босиком и приносили ей жертвы. Замужние римлянки приносили в храм кушанья, приготовленные в домашнем очаге.

Этот день был выходным днём для всех ослов, как животных принадлежащих Весте.

По истечении консульского года на праздничные церемония в честь Весты собирались только женщины. Мужчинам вход туда был запрещён.

Праздники Весты отмечались так же 1 марта и 28 апреля. После завершения праздничных торжеств, храм закрывали, наводили в нём чистоту и только тогда открывали снова.

В IV веке н.э. Весталии были упразднены. Но римляне продолжали чтить богиню-хранительницу домашнего очага. Отсюда и появление в домах отдельного входа посвященного Весте. Изначально он назывался – вестибул. А потом стал вестибюлем.

Культ богини – хранительницы домашнего очага существовал и в Древней Греции. В Древней Греции богиня носила имя – Гестия.

Так мы можем прочитать у Гомера:

«…Дом священный метателя стрел, Аполлона-владыки, Ты охраняешь в Пифоне божественном, дева Гестия! Влажное масло с твоих нистекает кудрей непрестанно. Этот, владычица, дом посети, – низойди благосклонно, вместе с Кронидом всемудрым. И дай моей песне приятность…».
(Гомер, гимн, посвящённый Гестии и Аполлону).

В Греции перед началом любого священнодействия приносились жертвы Гестии, отчего и появилась поговорка – «начинать с Гестией», что значит – приступать к делу правильно.

Переселяясь на новое место, люди обязательно брали огонь с жертвенника Гестии и увозили его с собой.

Некоторые учёные утверждают, что греческие племена поклонялись Весте ещё в до античные времена, как богине Луны и плодородия. И возможно, что культ хранительницы домашнего очага пришёл не из Рима в Грецию, а, наоборот, из Греции через Крит в Древний Рим. Но вряд ли мы когда-нибудь узнаем об этом точно.

Зато учёные выяснили, что изначально жрицы богини-хранительницы домашнего очага не должны были быть невинными. Они вступали в интимные отношения с понравившимися им мужчинами и рожали детей, которые автоматически становились священными. Нередко впоследствии эти дети становились правителями.

Целомудренность для жриц стала обязательной с укреплением патриархата. Скорее всего, для того, чтобы ограничить их влияние на общество. Но и при патриархате влияние весталок оставалось значительным. Духовная сестринская община Вестальских дев имела политические и другие привилегии. Например, они могли помешать смертной казни, так как по закону, если на пути преступника, ведомого на казнь, появлялась весталка, то этот человек подлежал освобождению.

Интересно, что прошли тысячелетия, и мы в большинстве своём сами того не зная продолжаем некоторые традиции Весты. Например, традиция зажигать вечный огонь в честь героев и защитников Родины пришла к нам от горящего факела Весты, защищавшего страну, город и его жителей.

И неважно, горит ли огонь в печи, в камине, на газовой плите или мы зажигаем свечу, суть в том, что огонь согревает, даёт пищу, проясняет мысли и озаряет путь. Главное, чтобы было тепло и уютно в доме, в семье, в душе.

Все мы современные женщины тоже в какой-то мере хранительницы своего очага и соединяющие не только домашнюю жизнь с жизнью общественной, но и в какой-то мере именно женщины осуществляют связь времён.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.