Нужен ли детям и взрослым режим дня

Нужен ли детям и взрослым режим дня

Иногда взрослые люди думают, что им совершенно не нужен режим дня. Они и так подчиняются навязанному рабочим ритмом графику. Режим нужен детям, которые еще не умеют организоваться. Но взрослые ошибаются. Режим труда и отдыха нужен им точно так же, как он необходим детям. Потому что стоит только задержаться на работе или зайти на минуточку в интернет, как минуточка затягивается на полночи, а утренняя разбитость и вечерняя головная боль не дают уснуть. И тогда весь налаженный ритм летит в тартарары.

Особенно часто это происходит с людьми, у которых так называемый свободный график. Или они работают на дому. С детьми, которые учатся дистанционно. Казалось бы, как хорошо не иметь никакого режима и не подчиняться никаким правилам. Но это ловушка.

Очень скоро и дети, и родители начинают понимать, что без расписания, без определенного режима работы даже при работе на дому и в свободном полете не обойтись. В противном случае, то, что они считали достоинством онлайн-обучения или удаленной работы оборачивается против них и превращается в дополнительный источник стресса. Происходит это тогда, когда выполнение работы откладывается на потом. Время тратится на что угодно, например, на ненормированный отдых, зависание на фейсбуке. А при наступлении «потом» отложенные дела превращаются в катастрофу. Потом, чтобы успеть все сделать за небольшой промежуток времени, приходится тратить массу времени, сил, нервов, здоровья.

Ни для кого не секрет, что мы порой совершенно не ориентируемся во времени и своих возможностях, нам кажется, что мы все успеем. Иллюзия легкости дезориентирует и дезорганизует нас. Мы не спешим. А «время пользуется нашей рассеянностью», как сказал бы Альбер Камю. И крадет у нас минуты, часы и дни, загоняет нас в цейтнот. Мы нервничаем. Ничего не успеваем. Выполняем работу некачественно. И это отражается на уровне нашей зарплаты, детских знаний и оценок. И, конечно, на самочувствии и здоровье.

Как этого избежать?

Не отказывайтесь от режима дня и старайтесь добиться его выполнения. Во-первых, это позволит вам следить за временем. И не давать ему убегать напрасно. Во-вторых, любой режим приучает организм к определенном у рабочему циклу. Это увеличивает возможности при работе, усвоении нового, делает процесс обучения или творчества более комфортным, здоровым.

При составлении режима дня учитывайте особенности своего организма и жизненные циклы. Есть такие понятия как биологические часы и биологические ритмы. Не стоит их игнорировать.

Биологические ритмы – биоритмы (от греческого bios, «жизнь» и rhythmos, «любое повторяющееся движение, ритм») — периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Например, время переваривания пищи составляет примерно 3-4 часа, при нарушении этой периодичности могут возникать проблемы, ведущие к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, ожирению и т.п.

Ученые изучили особенности работоспособности человека и установили, что она колеблется у разных людей в зависимости от их биологического типа. Одних людей называют «совы», других – «жаворонки» третьих – «голуби».

1.«Жаворонки» лучше работают и более активны утром.
2.«Совы» – в вечерние часы.
3.«Голуби» не привязаны ко времени суток.

Очень часто человеку трудно понять жаворонок он или сова, а его активность и работоспособность зависит лишь от привычки просыпаться или ложиться спать в определенное время. В этом случае в его организме срабатывают биологические часы.

Немецкий врач Хуфелянд, двести лет назад еще до открытия хронобиологии утверждал, что основную роль играет не время, когда человек ложится спать, а регулярность, то есть привычка ложиться в одно и то же время. Она и обеспечивает быстрое засыпание, качественный отдых, легкое пробуждение и хорошую дневную активность.

Биологические часы – способность живых организмов ориентироваться во времени, в основе которой лежит строгая периодичность протекающих в клетках физико-химических процессов. Биологические часы могут быть обусловлены и циклическими колебаниями геофизических факторов (суточная и сезонная периодичность электромагнитного поля Земли, солнечной и космической радиации и др.). Биологические часы позволяют приводить физиологические ритмы в соответствие с ритмом окружающей среды и дают организму возможность предвидеть суточные, сезонные и другие периодические колебания освещенности, температуры, приливов и др.

Наши биологические часы работают так:

От 1 до 5 часов ночи. Человек спит, большинство наших органов работает в режиме экономии сил. Работает активно только печень, перерабатывая необходимые организму вещества, удаляя яды. Эта «большая очистка организма» необходима ему для успешного функционирования завтра. У человека в это время низкое давление, редкий пульс и медленное дыхание.

От 6 до 8 часов утра. Давление становится выше, пульс учащается. Организм уже проснулся, хотя мы фактически можем еще спать. Резко возрастает иммунитет. Человек отдохнул.

От 9 до 12 часов утра. Активность повышается. Сердце разгоняется на полную мощность. Это лучшая форма нашего организма. Мы активны, работоспособны и полны энтузиазма. Нам кажется, что под силу любая задача. Ловите эти моменты. Они наиболее продуктивны!

От 12 до 14 часов. Наступает первый спад активности. Уменьшается физическая и умственная работоспособность. Чувствуется усталость, нужен отдых. Это время самой низкой активности в цикле. Реакции замедляются. Обед.

От 14 до 18 часов. Работоспособность повышается. Обостряются все органы чувств. Работа идет с высокой долей активности. В это время очень эффективны физические виды труда и тренировки у спортсменов. Наступает время занятий и прогулок на свежем воздухе. Организм испытывает желание больше двигаться. Зато психическая активность постепенно снижается.

От 19 до 20 часов.
Повышается давление. Возникает раздражительность из-за снижения стабильности психического состояния. Человек в это время может быть нервозным, неуравновешенным. Уменьшается мозговое кровообращение, может болеть голова.

21 час. Психическое состояние ровное, а вот умственная работоспособность повышена. Этот период времени особенно хорош для учащихся при запоминании текстов, так как память обостряется. Вечером можно запечатлеть многое, что не удавалось днем.

От 22 до 24 часов. Снижается температура. Организм готовится к отдыху. Если мы легли спать в 22 часа, то наступает время сновидений. Наше тело, наш мозг отдыхают.

Режим сна, еды, работы и отдыха должны подчиняться не простому «хочу», а целесообразности и биологическим законам. В противном случае, вас ждет десинхроноз — рассогласование хода биологических часов во времени. Нарушение биологических ритмов вызывает разбалансированность в работе организма и проблемы со здоровьем.

Это могут быть нарушения разного рода:
•в питании (постоянно жуете, забываете поесть, затрудненное переваривание пищи, вздутие, метеоризм, понос, запор),
•во сне (не можете уснуть, встать, чувствует усталость, головную боль, недомогание),
•в работе (не можете сосредоточиться, отвлекаетесь, увлекаетесь и перегружаетесь),
•в отдыхе (слишком много отдыхаете, не успеваете расслабляться).

Старайтесь не отпускать на самотек такие важные вопросы, как формирование правильного и здорового режима дня. Это поможет вам и вашему ребенку сохранить здоровье, все успеть и получать от учебы и работы удовольствие и знания, а не головную боль и разочарование.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.