Взрослое поколение часто ругает молодежь: невоспитанная, развратная, не уважающая семейные ценности. Но моральные качества человека не всегда зависят от времени, в котором он живет. И раньше попадались легкомысленные женщины, некоторые из которых вращались в светских кругах. И, так получилось, что именно к таким дамам тянуло известного русского живописца Карла Павловича Брюллова.
Трагический роман
Первые скандальные отношения Карла Брюллова стоили жизни его возлюбленной. Когда художник побывал на раскопках Помпеи, он решил создать грандиозное полотно, посвященное извержению Везувия. Для этого ему понадобились натурщицы. Француженка Аделаида Демюлен тоже позировала для его картины. Но рабочие отношения быстро переросли в личные, она стала его любовницей. Роман длился недолго, Карл быстро забыл о девушке, которой вскружил голову. Она же никак не могла выбросить молодого художника из головы. Аделаида постоянно писала ему письма, но тот не хотел возвращаться к ней. Не выдержав такого отношения к ней, девушка решила покончить с собой. Она бросилась в реку. Брюллова не особо расстроила ее смерть, он больше переживал из-за слухов, которые стали распространяться после смерти его подруги. Его обвиняли в доведении до самоубийства, хотя художник отрицал это, настаивая на том, что никаких серьезных обещаний они друг другу не давали.
Юлия Самойлова
Юлия Павловна Самойлова была главной женщиной в жизни Карла Брюллова. Богатая аристократка шокировала своим поведением свет. И, тем не менее, ее любили и боготворили.
Юлия родилась в знатной и богатой семье: ее мать была из рода Скавронских, а отец –красавец-граф Павел Пален. Хотя ходили слухи, что настоящий отец Юлии – ее приемный дедушка Джулио Литта, завещавший ей огромное состояние. О девочке с ранних лет ходили самые разные сплетни, и что из них правда, а что нет – неизвестно. Говорили, что юная Юлия, которой тогда было всего 15 лет, была не просто фрейлиной при дворе, но и любовницей Александра I. Именно из-за того, что лейб-медики решали все вопросы с возможными беременностями, она осталась бесплодной. Через несколько лет государь решил, что пора жениться, а юную красавицу постарались выдать замуж. В 1825 году она стала женой графа Николая Самойлова, веселого, остроумного красавца, но счастье ей это не принесло. На свадьбе настаивала мать графа, Екатерина Самойлова, которую привлекало богатство невесты. Сам же граф любил другую девушку, Александру Римскую-Корсакову, но вынужден был жениться на Юлии. Брак был неудачным. Самойлов много играл и проигрывал крупные суммы, пил и кутил. Через 2 года супруги развелись.
Ходили сплетни, что Юлия Самойлова не пропускает ни одного мужчину. Все, кто были в ее имении, должны были побывать в ее постели. Если мужчина сопротивлялся, его тащили силой. Это было неправдой. Юная графиня была слишком хороша, мужчины сами сходили от нее с ума. Очень расточительная, хорошо образованная, она обладала неуемным характером, всегда куда-то летела. Ее жизнь была похожа на фейерверк. Гоголь так писал о Юлии Павловне: «Она — не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, — она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, — прекрасная, как женщина».
Бывший ее возлюбленный, граф Сен-При застрелился в своем особняке. Все говорили, что причина – разрыв с Юлией. Чтобы скрыться от пересудов она переехала в Италию, где в то время работал Карл Брюллов. Пережив свою трагедию с Демюлен, он поклялся, что больше не будет связываться с женщинами. Но как только он встретил в Риме Юлию (1827 год), он забыл о своем намерении, между ними мгновенно вспыхнула сильная страсть. Они познакомились на ужине князя Гагарина, а тот предупредил своего друга, чтобы он был осторожен с Самойловой, т.к. она постоянно меняет привязанности. Но он не послушал князя.
Влюбленные не скрывали своих отношений: вместе ходили на светские приемы и в оперу, путешествовали по Италии, проводили много времени в мастерской художника. На картине «Последний день Помпеи» ее лицо появилось трижды: мать, защищающая своих детей, девушка, у которой кувшин на голове, и женщина с маленьким ребенком. Есть и другие картины, связанные с ней. Юлия удочерила двух девочек в Италии. На картине «Всадница» изображены ее воспитанницы. Есть и отдельный портрет графини Ю.П. Самойловой с одной из удочеренных девочек.
Роман продолжался, но он никогда не закончился бы свадьбой. Графиня не подходила на роль жены, она не смогла бы жить тихой семейной жизнью. К тому же Самойлова была графиней, светской львицей, а ее возлюбленный – безродным художником. Позже Карл Брюллов вернулся в Петербург, Юлия осталась в Европе. Они переписывались, но не хранили друг другу верность. В 1839 году художник женился, но неудачно. С женой они прожили совсем немного, после чего состоялся развод. Брюллов был в сильной депрессии, а Самойлова тут же примчалась к нему, чтобы утешить любимого. Но отношения длились недолго. В 1845 году она решила с ним расстаться, а уже через год вышла за итальянского певца Пери, но он вскоре умер. Дальнейшая ее жизнь складывалась не очень счастливо. Новое замужество (граф Шарль де Морнэ). К концу жизни она потратила почти все свои деньги, а приемные дочери через суд пытались взыскать с нее обещанные деньги. Она скончалась в 72 года от воспаления груди.
Жена Брюллова
Темноволосая красавица на портрете «Дама у фортепьяно» — Эмилия Тимм, девушка, в которую художник был очень сильно влюблен, женился на ней, но через 2 месяца выгнал из дома в одной рубашке, выдрав из ее ушей бриллиантовые серьги.
Брюллов был уверен, что никогда не женится, на первом месте для него всегда была живопись. Но как-то вечером в одном из петербургских театров он встретил 17-летнюю девушку и был поражен ее красотой. Она привлекла его своей невинностью, тем, что была абсолютной противоположностью сластолюбивой графини Юлии Самойловой. Он узнал, что это дочь рижского бургомистра Эмилия Тимм, из богатой и обласканной светом семьи. Красивая, талантливая, она уже в 16 лет давала уроки игры на клавишных инструментах.
Художник был так очарован девушкой, что в 1838 году сделал ей предложение. Он написал несколько портретов Эмилии и с нетерпением ждал свадьбы, которая должна была состояться в 1839 году. Но перед этим знаменательным событием влюбленные поссорились. Что случилось, так и осталось тайной, но родители невесты смогли их помирить. Свадьба была очень тихой и скромной, без гостей и банкета. Карл не стал надевать парадную одежду, а явился в повседневном сюртуке, на голове у него была пыльная шляпа. На венчании был грустным и ни разу не повернулся к невесте. Молодые прожили всего 2 месяца, после чего Эмилия убежала к родителям.
Оказывается, перед свадьбой девушка призналась влюбленному художнику, что уже давно не девственница. Тот огорчился, но все же смирился с этим. Но после свадьбы Брюллов был ошарашен новостью, что ее любовником был родной отец девушки, Фридрих Тимм, который продолжал отношения с ней и после венчания. Когда он обо всем догадался, Эмилия сбежала из дома, а сам художник две недели провел в нервной горячке. Потом Брюллов отсиживался у своего друга скульптора Клодта, где он или плакал, или же развлекал его детей. Любимая графиня Самойлова помогла ему преодолеть душевный кризис, а также уладила конфликт со светом. Развод ему дали очень быстро, в течение года, что почти невозможно было в России, где подобные дела тянутся десятилетиями. Брюллов после этого так и не женился. А его бывшая жена в 1844 году снова вышла замуж, родила детей и прожила счастливую жизнь.
Можно быть талантливым художником, известным человеком, но так и не обрести личное счастье. Найти свою половинку не так просто. И, если вам удалось это сделать, цените каждый день совместной жизни, т.к. вам очень повезло.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.