Одна моя подруга говорила: «Там, где деловые отношения, не может быть ничего личного». Так ли это? Стоит ли четко разграничивать работу и «личное»? И мешает ли одно другому?
«Чай, кофе, потанцуем?»
К неформальным отношениям в деловой сфере все относятся по-разному. Одни считают, что эти вещи нельзя смешивать, другие – что ничего плохого в этом нет.
Кстати, даже в психологических руководствах и на тренингах по карьерному росту и продажам много говорится о «человеческой» сфере, о том, что для установления успешных деловых отношений необходим индивидуальный личностный подход. Да вспомните хоть легендарного Дейла Карнеги, который утверждал, что больше всего людям нравится звук их собственного имени!
Недаром при «рекламных» звонках сотрудники различных фирм всегда первым делом обращаются к вам по имени и называют свое. Некоторые, особенно пиар-менеджеры или продажники, порой произносят имя потенциального клиента даже слишком часто, так что это начинает выглядеть неестественно. Говорят, их этому специально обучают.
Многих еще бесит, что девушки в фирмах постоянно улыбаются посетителям. Мол, неискренне это, лицемерно, не в российской традиции… А вы представьте, если бы все секретари и менеджеры были хмурыми и общались сквозь зубы!
Я заметила также, что продавцы и работники сферы услуг, которым приходится постоянно иметь дело с покупателями и клиентами, редко ведут разговоры исключительно в рамках работы. Могут, например, рассказывать о своих мужьях-женах, детях, друзьях… Я не встречала еще ни одного таксиста, электрика или сантехника, который в процессе работы не любил бы поговорить на темы политики, экономики, медицины или хотя бы спорта и массовой культуры.
Например, недавно ко мне приезжал сборщик мебели. Пока он собирал стол на кухне, я узнала, что, помимо сборки мебели, у него еще фирма «Муж на час», а официально он числится курьером в издательстве, что раньше он работал токарем на заводе и у него есть хобби – делать макеты старинных замков и крепостей, а брат его жены увлекается антиквариатом… Между прочим, и я рассказала ему о своей работе.
Почти всегда я предлагаю тем, кто выполняет какую-то работу у меня дома, чай или кофе. А то и перекусить. И многие соглашаются. Что тут такого – человек работал, устал, проголодался или хочет пить…
«Ведь я не робот…»
За годы работы и сотрудничества в разных редакциях, у меня со многими редакторами установились если не дружеские отношения, то по крайней мере на уровне хорошего знакомства. Мы всегда поздравляем друг друга с праздниками, а с некоторыми обмениваемся даже поздравлениями с днем рождения.
Но полгода назад мне пришлось сменить основную работу. Новую работу я нашла в одном из сетевых изданий – как и на прежнем месте, связанную с удаленным написанием статей. Ежедневно мне приходится общаться по электронной почте с ответственным секретарем редакции – назовем ее Алиной. Так вот, Алина старается не выходить из рамок формальной вежливости. Она, конечно, здоровается в письмах. Но на поздравления с праздниками никогда не отвечает. Пару раз я попыталась выйти за «деловые» границы при обсуждении тем для новых материалов. Однако мне просто не ответили. Не ответили и когда я пыталась обсудить более удобный для себя график работы.
Несмотря на то, что мы интенсивно общаемся вот уже несколько месяцев, я ничего не знаю об Алине – сколько ей лет, замужем или нет, есть ли дети. Даже единственное ее фото в соцсети какое-то безличное… Знает ли она что-то обо мне, не ведаю. Но подозреваю, что я как личность ей глубоко неинтересна. Хотя статьи я пишу оперативно и выходят они регулярно, ни разу меня даже не похвалили за работу. Вероятно, не хотят тратить время на то, что кажется им несущественным.
И все чаще меня посещает мысль о том, чтобы поискать другое место. Хотя не могу сказать, что здесь ко мне плохо относятся, и платят они всегда вовремя. Но хочется, чтобы тебя воспринимали не как робота, а как живого человека…
На работе – только о работе?
Честно говоря, меня настораживают ситуации, когда люди ведут себя подчеркнуто формально, упорно не идут на личный контакт. Мне в этих случаях всегда кажется, что с человеком что-то не так – может, комплексы какие-то…
Да, бывают ситуации, когда неформальное общение мешает рабочим отношениям. Например, мастер развлекает клиента разговорами – а работу делает халтурно. А сколько неприятных ситуаций происходит из-за того, что кто-то считает коллегу своим другом, а тот ведет себя «не по-дружески»? Или сотрудник не хочет работать как следует, поскольку у него «особые» отношения с начальством? А так называемые служебные романы уже стали притчей во языцех!
Но представьте, какой стала бы наша жизнь, если бы на работе мы говорили только о работе! На этот счет существует расхожая поговорка: «Мы работаем для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы работать». Кстати, мои родители познакомились друг с другом именно на работе.
Мне кажется, во всем нужна золотая середина. И рабочие отношения вовсе не исключают личного, человеческого общения. Мы не должны воспринимать начальство, коллег, наемных работников, чьими услугами пользуемся, исключительно как функции. Другое дело, что необходимо научиться находить разумный баланс между «деловым» и «личным».
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.