Наш ответ бразильскому карнавалу

Наш ответ бразильскому карнавалу

В детстве мне посчастливилось побывать в Южной Америке. В силу возраста впечатлений осталось не так много, но карнавал забыть было невозможно. Ощущение всеобщего разгула и веселья, когда взрослые дурачились как дети, шумная толпа, пропитанная какой-то первобытной энергией – почему наши предки не выдумали ничего подобного? Только недавно я узнала, что и на Руси имели место карнавальные действа, не уступающие бразильским. Только случались они в конце февраля – начале марта, на масленицу. Русский колорит, знаете ли.

Почему-то сейчас этот праздник ассоциируется исключительно с блинами (а для нас с вами, милые дамы, это означает кастрюлю теста, сковородку с жиром и полдня у плиты). Однако существовали и другие, более приятные и интересные развлечения.

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами: обрядовые и внеобрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Недаром праздник ожидали с большим нетерпением.

В некоторых местах о подобающей встрече и должном его проведении заботились еще с субботы предшествующей недели. Ребятишки сооружали снежные горы, скороговоркой произносили приветствие масленице и съезжали на санях, на салазках, на обледенелых рогожах. Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним примерно со среды-четверга. Катанию с гор придавался особый смысл. Существовала примета: кто дальше всех прокатится, у того в семье уродится самый лучших лен. Переводя на современный лад (лен – пряжа – одежда), все знакомые позавидуют вашему гардеробу.

Больше всего внимания и почестей оказывалось на масленицу молодоженам. Традиция требовала, чтобы они, нарядные, выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял на свадьбе. Совсем не похоже на подвиги у плиты, правда? Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться с горки хотя бы по одному разу, причем перед спуском требовалось непременно поцеловаться 10 раз и более. (Куда тут новомодному Св. Валентину!). Кроме того, имел место «вятский целовник», когда подгулявшая деревенская молодежь ездила целовать молодушек, которые живут замужем меньше года.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать поиску пары для холостой молодежи. Ведь масленица посвящалась проводам Зимы и встрече Весны, соответственно. А весной, как известно, не только природа расцветает, но и девушки симпатичнее становятся.

Стоит отдельно упомянуть катание на тройках на перегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятиями. Это типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дома (в отличие от святок, которые были, в основном, праздником для молодежи). А в субботу строили снежный город с башнями и воротами. После более или менее продолжительной схватки взятого боем воеводу этой крепости купали в проруби.

Кое-где сооружали целый масленичный поезд: запрягали в сани десять и более лошадей, на каждую сажали всадника с кнутом или метлой, вымазанного сажей. Везде, где только можно, подвешивали коровьи колокольчики и различные погремушки. В сани сажали пьяного мужика в разодранной одежде, испачканного и облитого пивом. Возле него ставили сундук со съестными припасами и бочонок с пивом. Такие поезда разъезжали из села в село на радость местным жителям и самим участникам.

Центральной фигурой праздника была, конечно, сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, в лапти, усаживали на сани и с песнями возили по улицам. Сопровождали Масленицу ряженые, символизировавшие появление освободившихся из загробного царства стихийных духов – оборотней. Считалось, что одновременно с пробуждением природы от зимнего сна, пробуждаются и души усопших, осужденные пребывать в воздушных и заоблачных сферах. Поэтому праздник весны был также и праздником в честь усопших предков, временем посещения кладбищ и поминок (так сказать, весенний карнавал и Хеллоуин в одном лице).

Оттого во всех домах и готовились блины как необходимая принадлежность всякого поминального пиршества. Первый блин на масленице – за упокой. Его клали на слуховое окошко «для душ родительских» или отдавали нищим, чтоб те помянули усопших. Оставляли блины и на могилах, когда в воскресенье (называемое прощеным) приходили на кладбище поклониться праху родных. Просили прощения друг у друга, стремясь избавиться от грехов в преддверии великого поста.

В этот же прощеный день устраивали проводы Масленицы. Дождавшись темноты, соломенное чучело сжигали на костре, а пепел бросали в воду. У костра собиралось много народу. Пели песни, кидали в костер блины, мазали друг друга сажей. Праздник завершался, начинался Великий пост. Как говорится, не все коту масленица…


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.