Найди гения в себе и своем ребенке

Найди гения в себе и своем ребенке

Каждому из нас дано стать гением в той или иной области. Но в детстве нас учили не тому и не так, как требовал наш тип интеллекта, и мы заблудились среди тысячи профессий, не умея найти себя и свое предназначение. Как определить этот тип и помочь себе и своему ребенку найти свое место в мире людей? Как открыть свой настоящий талант?

У каждого человека свой тип интеллекта

«Если судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, он проживет всю жизнь, считая себя дурой», – сказал как-то Альберт Эйнштейн, эти слова как нельзя лучше характеризуют индивидуальные особенности каждого человека, которые и могут сделать его особенно успешным лишь в той или иной области. Многие родители, словно сопротивляясь этому утверждению, с малых ногтей пичкают свое чадо всевозможными кружками и секциями, буквально обрушивая на него самые разнообразные развивающие талант возможности. Конечно, талантливый человек талантлив во всем, но вряд ли даже Микеланджело Буонарроти, который, как известно, был всесторонне развитым человеком, скульптором, архитектором, художником, поэтом и мыслителем был универсален настолько, что мог бы выдержать такую нагрузку.

Конечно, среди известных людей встречались гении-универсалы, которые совмещали на первый взгляд несовместимые таланты, например, как Омар Хайям – математику и поэзию. Мало кому известно, что автор знаменитых мудрых рубаи – величайший восточный поет – был к тому же выдающимся астрономом своей эпохи, который построил самую большую в мире обсерваторию, осуществил реформу календаря за пятьсот лет до реформы папы Григория XIII, вывел формулу, которую через полтысячи лет назвали «биномом Ньютона», имеет 8 ученых трудов по математике, астрономии, философии и медицине. Кто-то может сказать, что уровень развития наук того времени позволял этим людям быть такими универсальными «наимудрейшими мудрецами столетий», царями философов. Наверное, это именно так. Но, согласитесь, все-таки нам эти универсалы больше известны как скульптор-художник Микеланджело и как поэт-философ Омар Хайям. То есть наиболее сильно они проявили себя именно в той области интеллекта, который был развит в них больше всего.

Известный американский философ Говард Гарднер считает, что существует такое понятие как «множественный интеллект», то есть человек имеет 8, а может и 9 видов интеллекта, а не два, как считалось раньше, когда все человечество делили условно на «физиков» и «лириков». Вполне возможно, что типов интеллекта еще больше, потому что, интеллектуальные способности, как и темперамент в чистом виде – явление весьма редкое. Скорее всего в человеке проявляются в той или иной степени разные типы интеллекта, но ведущим, основополагающим, формирующим личность и отражающим потенциальные способности к тем или иным областям знания, искусства или общения, остается все-таки какой-то один. Именно на его развитие и следует обращать внимание родителям, если они хотят, чтобы их ребенок достиг каких-то высот в жизни и сумел реализовать свой внутренний потенциал.

Какие типы интеллекта существуют?

•Лингвистический или вербальный;
•Логико-математический;
•Телесно-кинестетический;
•Музыкальный;
•Межличностный;
•Внутриличностный;
•Визуальный или пространственный;
•Натуралистический;
•Экзистенциальный.

Лингвистический тип

Человек, обладающий таким типом интеллекта лучше воспринимает вербальную и знаковую информацию. Эти люди любят слушать, читать, говорить. Они быстро усваивают, а точнее, чувствуют тонкости языка, интонации, подтексты. Любят спорить и играть словами, чувствуют и могут оценить эту игру и сами любят экспериментировать в области лингвистики. Такой ребенок рано начинает читать и строить сложные предложения, пересказывать услышанное и рассказывать об увиденном. Он сочиняет разные истории и с удовольствием записывает их. Иногда он обладает интуитивной грамотностью и не любит заучивать правила, а особенно исключения из них, не объяснимые логикой развития языка.

Лучшие профессии для лингвистического типа личности:

•Журналист;
•Писатель;
•Драматург;
•Сценарист;
•Корректор;
•Редактор;
•Политик;
•Общественный деятель;
•Переводчик.

В обучении такому ребенку нужно дать максимум свободы, ведь он любит сам искать информацию, много читает, сравнивает, спорит, анализирует прочитанное. Любимой формой его обучения является дискуссия или творческое словесное рисование.

Логико-математический тип

Понятно, что этот тип мышления связан с цифрами и логическими построениями. Решение задач, головоломок, поиск выходов из логических лабиринтов, составление алгоритмов и схем – любимое занятие представителей этого типа. Они мало говорят и если говорят, то объясняются скупо и аргументировано. У них прекрасная память на даты и цифры, они с первого раза запоминают номера машин и телефонов, быстро считают и рассчитывают, любят во всем порядок, систематизацию. Эффективны в абстрактных построениях и аналитическом оформлении мысли.

Профессии:

•Математик;
•Физик;
•Аналитик;
•Бухгалтер;
•Детектив;
•Логист;
•Ученый.

Лучше воспринимается материал в виде схем и таблиц, логических задач и цифровых рядов. Ребенку такого типа нравятся задачи на поиск решения путем сопоставления или расчета. Любят практические задания на вычисление стоимости, расходов, доходов и убытков.

Телесный тип

Чаще свойствен людям-кинестетикам, у которых развито чувственное восприятие на основе прикосновения. Тактильные и вкусовые рецепторы развиты у этих людей на высоком уровне. Они прекрасно чувствуют на ощупь фактуру и состав материала, интуитивно смешивают ингредиенты в приготовлении блюд или косметики. Прекрасно владеют своим телом и любят выражать себя через танец или движение. Как правило, это физически хорошо развитые люди, умеющие следить за своим здоровьем и чувствующие физическое состояние свое и других. Они умеют складывать из предметов конструкции, любят мастерить, вязать, шить, вышивать и плести. То есть делать что-то руками.

Профессии кинестетиков:

•Повар;
•Швея;
•Строитель;
•Сомелье;
•Дегустатор;
•Спортсмен;
•Артист;
•Дизайнер;
•Скульптор;
•Декоратор;
•Хирург;
•Модельер и модель;
•Танцор и др.

В обучении таких детей должна учитываться кинестетическая составляющая, то есть возможность использования физической нагрузки, мелкой моторики, непосредственного ручного труда. Такой ребенок с радостью занимается спортом, танцами, музыкой, театром, ему следует давать возможность проявить себя физически – выступить в спектакле, показать силу, показать владение инструментом, материалом.

Музыкальный тип

Как правило, это люди аудиалы, которые лучше воспринимают информацию на слух. Им необходимо не только увидеть, прочитать, но и услышать. Легко осваивают различные инструменты, любят импровизировать со звуком, чувствуют его высоту, тон, ритм. Их невозможно обмануть, по голосу они безошибочно определяют тонкости интонации и сами способны модулировать самые сложные мелодии.

Профессии:

•Музыкант;
•Композитор;
•Аранжировщик;
•Звукооператор и звукорежиссер;
•Диктор;
•Исполнитель (пианист, скрипач, гитарист и т.п.);
•Суфлер.

Дайте музыканту инструмент и оставьте его наедине со звуками, пусть придумывает свои мелодии и слушает музыку ветра. Пусть поет и играет на разных музыкальных инструментах, декламирует и играет своим голосом. С таким человеком показано общаться с помощью голоса или звука, иначе он может неправильно вас понять. Написанное слово действует на него совершенно не так, как звучащее.

Межличностный тип

Люди-коммуникаторы, экстраверты, активисты, лидеры и руководители, которых страшно привлекает копание в межличностных связях, которых невозможно запереть в четырех стенах наедине с самим собой. Им прекрасно известны рычаги и способы манипуляции, они с детства умеют подчинить своей власти детей и взрослых, потому что знают слабые человеческие стороны и умеют на них играть. Это те, кто умеет продать слона и раскрутить вас на крупную сделку, повести за собой на баррикады и навешать на уши высококачественной лапши. Они читают по лицам, словам и жестам и сами умело пользуются НЛП. Кто-то владеет скрытыми и явными экстрасенсорными способностями, гипнозом и обладает сверхчувствительностью к состоянию других людей. Этому типу, как никому другому свойственна эмпатия – вчувствование, сочувствование – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека.

Профессии:

•Психолог;
•Учитель;
•Политик;
•Менеджер;
•Дипломат;
•Лектор;
•Гипнотизер.

Родители, как правило, легко могут определить этот тип личности по тому, как умело ребенок уже в раннем возрасте умеет ими манипулировать. Он порой превращается в настоящего маленького диктатора или деспота, который веревки вьет из всех окружающих. Не дайте пропасть таланту, направьте его в нужное русло. Пусть руководит котами, друзьями в песочнице, облаками и нарушителями правил дорожного движения. Такому ребенку необходимы участники процесса. Зрители и подопытные, над которыми он будет проводить свои межличностные эксперименты по примирению поссорившихся, организации неорганизованных. Такие лидеры вечно устраивают праздники, революции и совместные мероприятия, умело продвигают и продают залежавшийся товар (любого свойства).

Внутриличностный тип

Философ-меланхолик, глубоко погруженный в себя и в изучение своего внутреннего мира. Он любит одиночество и умеет использовать его для поиска наилучшего для себя состояния взаимодействия с миром. Он хорошо понимает свои эмоции и свои реакции на внешние раздражители и любит копаться в этих ощущениях. Он умеет планировать свою жизнь и хорошо знает, что ему нужно, чтобы чувствовать себя комфортно. Такие люди, как правило, хорошо знают свои возможности и умеют согласовывать их со своими желаниями, чтобы найти состояние равновесия, спланировать свою жизнь, бюджет, отношения. Такой человек прекрасно понимает свое внутреннее состояние: стресс, раздражение, гнев, возбуждение, вдохновение.

Профессии:

•Писатель;
•Философ;
•Психолог-теоретик;
•Ученый в области этики, религии;
•Священник;
•Психиатр.

Ребенок такого типа любит одиночество, раздумья и погружения в свой мир. Лучше всего он выполняет задания творческого характера, требующие умения заглянуть внутрь себя и других.

Визуальный тип

Прекрасно ориентируется в пространстве, видит разницу и сходство предметов, их связь между собой. Он любит геометрию и обладает развитым пространственным представлением. Никогда не заблудится в лесу и в городе, четко улавливает направление, соответствия, детали. Этот человек интуитивно подбирает лучшие сочетания тонов и форм, может изобразить увиденное и гармонизировать окружающее пространство. Ему не по душе беспорядок, дисгармоничность форм и красок, он прекрасно одевается и обладает чувством стиля.

Профессии визуала:

•Архитектор;
•Художник;
•Модельер;
•Колорист;
•Маляр;
•Инженер;
•Мультипликатор;
•Костюмер.

Ребенок любит рисовать и чертить, ему нужно не только услышать, но и увидеть и написать. Творческие задания, связанные с построением гармоничных фигур, сопоставление красок, визуальные сочетания и соединения – лучшие формы работы, с которыми успешно справляется визуал. Ему не нужно подсказывать выбор туалета или цвета, он сам видит, что ему больше всего подходит и с радостью делиться информацией об этом с окружающими.

Натуралистический тип

Ботаник, который лучше всего чувствует себя среди животных и растений. Он видит внутренние и скрытые от обычного взгляда процессы, происходящие в природе. Ему как Жаку Иву Кусто хочется проникнуть поглубже в океанскую абиссаль и найти самых экзотических животных на планете. Часами изучают жизнь в муравейнике или улье, в дупле или в луже. Каждая травинка может быть предметом исследования и бесконечного наблюдения. Без домашних животных не видит смысла жизни.

Профессия:

•Биолог;
•Кинолог;
•Океанолог;
•Зоолог;
•Ветеринар;
•Фермер;
•Лесник;
•Вулканолог.

Такой ребенок с радостью заменит чтение книги на общение с попугаем, будет старательно ухаживать за домашним питомцем, дрессировать собаку и кошку, изучать породы деревьев и виды почв и камней, наблюдать за явлениями природы, сменами сезонов, размножением бактерий под микроскопом, короче говоря, всем, что связано с природой.

Экзистенциальный тип

Этот тип кажется человеком не от мира сего. Это так и есть, ведь такой человек погружен в обдумывание Вселенских законов, в космические пространства, в фантазии о параллельных мирах, потусторонних существах – во все необычное, необъяснимое и малопонятное всем вокруг, только не экзистенциальному типу личности. Он верит в пришельцев и тщательно изучает данные уфологов, читает фантастику, придумывает загадочных существ, типа Барабашки, домовых, призраков и духов. Многозначительные замечания, неторопливая речь, постоянная задумчивость и склонность к медитации – характерные черты такого человека. И это не поза и не игра, эти люди действительно, что-то такое чувствуют.

Профессии:

•Эзотерик;
•Священник;
•Инструктор по йоге, учитель восточных практик;
•Экстрасенс;
•Уфолог;
•Фантаст;
•Ученый в области мифологии, космоса;
•Психолог;
•Учитель.

Такой ребенок, как правило, постоянно сочиняет необычные истории, героями которых являются странные сказочные существа из параллельных миров. Не стоит останавливать его фантазии, а также игнорировать рассказы. Ему обязательно нужны свидетели и слушатели, которые поверят их фантазиям. Не вздумайте говорить, что все это выдумки, наживете себе врага. Когда-то Игорь Сикорский рассказал своей матери, что обязательно построит летательный аппарат, который придумал Жюль Верн. Так вот быть Жюль Верном, то есть первопроходцем невероятных изобретений, может только ребенок с именно таким способом мышления. Он не знает, как это осуществить технически, для этого нужны инженеры-кинестетики и визуалы, но он точно знает, что такое возможно.

Найти себя, изучив тип своего интеллекта, помочь своему ребенку понять, к чему больше всего лежит его душа, и стать успешным и поможет нам теория о девяти типах интеллектах. Просто стоит более внимательно отнестись к этому вопросу.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.